Дидактические пособия своими руками ранний возраст

Нестандартные пособия для сенсорного развития детей 2-3 лет своими руками

Автор работы: Саниева Зульфия Дамировна, воспитатель МАДОУ детский сад «Солнышко», с.Янгельское, Республика Башкортостан.

Описание работы: нестандартные игрушки и пособия из бросового материала для сенсорного развития детей раннего возраста. Материал будет интересен для воспитателей, работающих с малышами и для родителей.

Хочу предложить к вашему вниманию игрушки и пособия, сделанные своими руками для детей раннего возраста.
Как известно, в этот возрастной период основной деятельностью детей является предметно-манипулятивные действия, а сенсорный опыт, как мы знаем, является источником познания мира.
Работая с детьми раннего возраста , я поставила перед собой следующие задачи:
— совершенствовать восприятие, умение детей активно использовать осязание, зрение, слух;
-формировать у детей представления о цвете, форме, величине;
— формировать у детей интересы к дидактическим играм, самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности.
Наряду со специально подобранными игрушками и пособиями, которые есть в дидактическом уголке, мною были изготовлены и нестандартные игрушки, заинтересовавшие детей в немалой степени.

Игра была придумана после окончательной «гибели» коробки от напольной мозаики, и нужно было найти способ хранения разноцветных фишек. Идею подсмотрела в каком-то журнале, но она была усовершенствована мною в процессе изготовления «домика». Коробку из-под обуви обклеила «самоклейкой», из остатков ПВХ панелей вырезала перегородки, прикрепила на двусторонний скотч к донышку и стенкам коробки. Крышку разделила на четыре разноцветных сектора и вырезала окошки по размеру и форме фишек. Дети подбирают фишки по цвету и опускают их в соответствующие «комнатки». Когда крышку открываем-можем увидеть, правильно ли поселили мы » жильцов», и «кто попал не в свой домик». Во время игры также закрепляем узнавание и различение основных цветов, координацию движений пальцев и кистей рук.

Уважаемые воспитатели, буду рада, если предложенные мною идеи пригодятся вам в оснащении предметно-развивающей среды. Спасибо за внимание!

Развитие сенсорики у детей раннего возраста (дидактические игры своими руками)

Ирина Шулепова
Развитие сенсорики у детей раннего возраста (дидактические игры своими руками)

Развитие сенсорики у детей раннего возраста (дидактические игры, сделанные своими руками)

Ранний возраст — самое благоприятное время для развития сенсорики, мелкой моторики. Всю педагогическую работу строю в игровой форме, поэтому хорошими помощниками в развитии сенсорики и мелкой моторики в нашей группе являются различные развивающие игры. Представляю вашему вниманию игры, которые мы изготовили совместно с родителями.

«Развивающий тренажер»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение различать и называть цвета. Развивать память, внимание, мышление. Обогащать активный словарь.

Цель: Развивать мелкую моторику рук детей. Закрепление основных цветов и их оттенков. Формирование умения создавать различные модели по образцу, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета. Уточнение знаний о геометрических фигурах. Развитие сообразительности, воображения, фантазии, творчества, умения самостоятельно решать поставленные задачи.

«Паучок на полянке»

Цель: Развивать мелкую моторику рук детей. Закрепление основных цветов и их оттенков. Учить откручивать и закручивать крышки, подбирать их по цвету. Формирование умения шнуровать паутинку для паучка. Развитие сообразительности, воображения, фантазии, творчества.

«Сенсорный куб»

Цель дидактического пособия – развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы и кнопки. Закрепление основных цветов и их оттенков. Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, сенсорного восприятия, логического мышления.

Эти игры способствуют развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.

Дидактические игры своими руками Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Игра «Весёлые бусины».

Дидактические игры на тему «ПДД» своими руками. Предназначены для детей старше четырёх лет. В этих играх у ребенка воспитывается сообразительность, через игру дети могут познать жизнь. Таким образом, игры помогают ребенку научиться.

Дидактические игры своими руками Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм — игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

Дидактические игры своими руками 1. Игра «Домашние и дикие животные». На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Дидактические игры своими руками для детей 2–3 лет Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Собери букет в вазу Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста..

Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра «Спрячь зайку» Существует множество разновидностей игры «Спрячь зайку». Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

Игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие ребенка, становление его личности, закладываются основы здоровья. Чтобы все это было.

Консультация для воспитателей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста» Вашему вниманию хочу представить презентацию на тему: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста». По мнению.

«Дидактические игры для сенсорного развития малышей своими руками».

Презентация может быть полезна для педагогов групп раннего возраста, для проведения семинаров и мастерклассов с родителями по изготовлению дидактических игр для сенсорного развития.

Просмотр содержимого документа
««Дидактические игры для сенсорного развития малышей своими руками».»

«Дидактические игры для сенсорного развития малышей своими руками».

Выполнила: воспитатель Ходакова Ирина Александровна

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. д.

Лучшим средством для развития сенсорики, несомненно, являются дидактические игры и упражнения. Предлагаю вашему вниманию несколько игр которые можно сделать самим.

Дидактическая игра «Посади божью коровку на свой цветок».

Цель: Учить различать, называть и сравнивать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный) и их оттенки (коричневый, оранжевый).

2. Знакомить с величиной и формой предметов.

3. Развивать навыки самостоятельной деятельности, творческие способности, любознательность.

Игра состоит в том, чтобы рассадить божьих коровок на соответствующий по цвету цветок.

Дидактическая игра «Птички в гнёздышках»

Материал: хлебницы большая и маленькая, птички из картона большие и маленькие

К нам прилетели птички: большие и маленькие, птичек много.

Птички живут в гнездышках. Маленькие — в маленьком гнездышке, а большие — в большом гнездышке. Давайте поможем птичкам найти свои гнездышки.

Ознакомьтесь так же:  Фмс калуга заявление

Дидактическое пособие «Тактильные дорожки».

Цели:1. Развивать координацию движений, совершенствовать тактильно-осязательное восприятие: твердое-мягкое, колючее-гладкое, упругое-рыхлое, жесткое-эластично.

2. Развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию речи, мышления и воображения, зрительного внимания.

Пособие состоит из разноцветных карточек, на каждой из которых имеется дорожка из различных на ощупь материалов: пластмассовых пуговиц, кожи, плодовых зёрнышек или косточек, меха, шнурка и т. п.

Дидактическое пособие «Составь букет».

Игра на формирование умения подбирать предметы по одному свойству (цвет, развитие цветовосприятия и мелкой моторики.

Игровая задача: составить буке, подбирая цвет венчика цветочка к цвету серединки (пуговицы). Материал для основы брать лучше плотный на ваше усмотрение, пришить силуэт вазы, стебли, листья, пуговицы. Цветы вырезать из фетра основных цветов красный, синий, жёлтый, зелёный, в серединке сделать прорезь.

“ Мишка с застежками”

Дидактическое пособие «Подарим зверушкам мячики»

Игра на формирование умения подбирать предметы по

величине (большой, средний, маленький) и цвету. Материал для основы брать лучше плотный на ваше усмотрение. Героев панно, которым дети дарят мячики, подобрать по цветам основных цветов — синий, красный, зелёный, желтый. Мячики (большой, средний, маленький) по шесть штук каждого цвета, по три пришиваем на основу, пришиваем липучки, кнопки либо пуговицы.

Дидактическое пособие «Спрячь мышку».

материал 4 основных цветов мягкой фактуры, наполнитель, бисер черного цвета для глаз мышек и тесьма. Вырезать квадраты, сшить между собой. С одной стороны пришить липучки для мышек, а обшивая основу, можно пришить петельки, чтобы можно было повесить игру и на стену.

Дидактическая игра «Помоги матрёшкам найти свой домик».

С помощью этой игры мы развиваем умение различать и называть основные цвета.

развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Суть игры сводится к тому, чтобы собрать всех матрёшек одного цвета в своём домике.

Дидактическое пособие «собери гусеницу»

Тельце гусеницы состоит из отдельных частей, скрепленных пришивными кнопками- для этого обвязываются коробочки от Киндеров. Головка — обвязанный теннисный мячик.

Играя, детки должны подбирать по цвету части и скреплять. Дополнительно к этому- ещё можно цветочки надевать на пришитые пуговицы и т. д.

Дидактическая игра «СОБЕРИ БУСЫ»

Бусы изготовлены из колпачков и корпусов пустых фломастеров. На разноцветные шнурки дети нанизывают их, закрепляя цвета, тренируя мелкую моторику, во время игры воспитываются усидчивость и целеустремленность.

Детали пирамидки сшиты из флиса можно использовать фетр, в них есть наполнители (шарики из различных материалов, монетки, полиэтиленовые гранулы из погремушек, шуршащая фольга и т.п), прикрепляются друг к другу с помощью «липучек». Пирамидка способствует развитию мелкой моторики, цветовосприятия, тактильных ощущений, закреплению понятий «больше», «меньше».

Дидактическая игра «КОПИЛКА»

Здесь применены ведерко с крышкой с прорезями

для пластмассовых «монеток»- крупных пуговиц. Игра развивает мелкую

моторику, умение действовать целенаправленно, тренирует глазомер.

Игры и пособия для детей раннего возраста своими руками

Наталья Белоусова
Игры и пособия для детей раннего возраста своими руками

Хочу предложить пособие для развития речевого дыхания «Волшебный телевизор».

Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера. Я взяла картонную коробку размером 25 х 25 х 25 см. Прорезала «окно — экран», под крышку приклеела атласные ленточки, шириной 1 см. (можно использовать бумажные полоски).

В крышке сделала прорезь для карточек с предметными картинками. Ребенок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Я сделала «экран с двух сторон»телевизора» для того, чтобы внести элемент соревнования. Это позволит сразу двум детям пользоваться этим пособием.

«Волшебный телевизор» можно использовать для автоматизации звуков, для пополнения словарного запаса, для работы над грамматической и лексической стороной речи ребенка.

И еще одно пособие «Аквариум с рыбками».

Дидактическое пособие сделано из картонной коробки. Рассчитано как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми. Данное пособие способствует развитию памяти, внимания, воображения, наблюдательности, изучению и закреплению названий пород аквариумных рыбок. В процессе игры с пособием дети условно учатся заботиться о рыбках, срисовывают и лепят обитателей аквариума, развивая творческие способности.

Дидактическая игра своими руками для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Волшебная коробочка» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами идеей изготовления дидактической игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры своими руками для детей дошкольного возраста Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.

Дидактические игры своими руками (для детей раннего возраста) «Занимательные фишки» Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах. Задачи: Способствовать развитию умения группировать фишки.

Дидактические игры своими руками «Культура поведения детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство — период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Для воспитания детей культурными необходимо использовать.

Игровые пособия для развития мелкой моторики пальцев рук своими руками Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому развивая речь и стимулируя моторику.

Методическая разработка «Игры «из ничего», развивающие пособия, сделанные своими руками» Введение. В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей.

Пособия сделанного своими руками I.Дидактическая игра: «Чудо лепестки». Изготовление этой игры использовала картон, порезала их овальной форме, как лепестки. Напечатала.

Пособия своими руками Многофункциональные пособия можно сделать своими руками даже тем, у кого нет особых талантов и практических навыков. Так, для игр и занятий.

Развивающие игры для детей своими руками «Судоку» для детей Цель игры: развитие внимания, памяти, логического мышления; закрепление знания цветов; закрепление знания геометрических.

Пособия, изготовленные своими руками, для развития дыхания Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает.

Учебно-методическое пособие по развитию речи по теме:
Дидактические игры и пособия своими руками

Дидактические игры и пособия своими руками для развития речи дошкольников.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»

по русским народным сказкам

Дидактическое пособие разработано для усвоения и дифференциации формы единственного и множественного числа существительных именительного падежа дошкольниками в игровой форме.

Ребёнку предлагают самостоятельно разложить карточки – картинки.

Условие: возле домика с одним кругом надо положить один предмет, а возле домика, где несколько кругов, таких же предметов должно быть много.

После выполнения задания, ребёнок правильно называет один предмет и его множественное число, взрослый контролирует правильное употребление окончаний существительных в единственном и множественном числе.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»

Это пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи!

Ознакомьтесь так же:  Экспертиза промышленной безопасности казань

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Использование наглядно-дидактического пособия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу 4 задач:

1. обогащение словаря ребенка

2. развитие связной речи

3. развитие психических процессов (мышления, памяти. внимания) .

4. формирование пространственно-временных представлений.

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»

Пальчиковый театр своими руками

Пальчиковый театр своими руками

Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.

Задачи: Формировать умение детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;

Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру.

Пальчиковый театр — это прекрасная возможность для Вашего ребенка сыграть сказку на своей ладошке. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. А если малыш еще совсем маленький, за него это сделает мама, и на маминой ладошке оживут герои любимой сказки. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить домашние мини–представления. Игру можно использовать для изучения счета, для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки. А еще маленькие фигурки пальчикового театра составят вам компанию во время прогулки или похода в поликлинику, в дороге. Они не займут много места в маминой сумке и помогут развлечь малыша.

Вязаный пальчиковый театр

Персонажи театра, вязаные пальчиковые куклы, придут на помощь при развитии подвижности пальчиков рук, помогут сыграть выразительный говорок персонажей и обучат устраивать домашние представления. Это так объединяет семью. Игру можно использовать, чтобы развлечь ребенка в очереди поликлиники, отвлечь его от переживаний, чтобы обучить его счету и чтению.

Театр на палочках

Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей, изготовленные из картона. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется к палочке и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.

Театр на палочке интересен для детей не только тем, что он очень легок в изготовлении, но и тем, что действия можно изображать и за ширмой, и свободно передвигаясь по комнате.

Театр на фланелеграфе

Иллюстративное показывание с фланелеграфом дети слушают и смотрят с большим интересом. Их поражает необычность зрелища: картинки не падают, держаться на доске, как волшебные. Старшие дети сразу начинают интересоваться техникой изготовления картинок и самого фланелеграфа. Дети ещё больше удивляются, когда педагог им говорит, что такой театр картинок они сами могут показать малышам. Дети с увлечением начинают готовиться к предстоящему спектаклю.

Дидактические пособия своими руками ранний возраст

Электронный журнал «РОНО»

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

«Раннее детство уникально и несет в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть не только признана, востребована, но и реализована педагогической практикой…»

Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто период раннего детства недооценивают, а работу воспитателей в группах раннего возраста считают «работой с горшками». Думаю, это точка зрения не самых компетентных людей. Ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.

В последнее время мы все чаще слышим понятие «успешный человек». Что подразумевают под ним? Конечно, совокупность определенных знаний и умений немаловажна, но это не главное. Наверное, под успешностью понимают умение принимать нестандартные решения, находить выход из трудных ситуаций, быть предприимчивым и уверенным в своих силах. Первоисточником успешности можно считать тот уровень развития, которого ребенок сможет достичь в первые годы жизни, научившись взаимодействовать с окружающим миром и понимать его закономерности. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. И особая роль в этом отводится нам, педагогам дошкольных учреждений.

Психологи и педагоги отмечают, что на этапе первых трех лет жизни ребенка сенсомоторное развитие имеет приоритетное значение. Именно оно является базисом интеллектуального развития. Сенсомоторная потребность, то есть потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые три месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

На третьем году жизни более совершенной становится координация движений руки под контролем глаза, что позволяет детям данного возраста справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами, рисование кистью и карандашом, использование кнопок, молний, пуговиц на игровых пособиях. То есть развивается мелкая моторика — координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни, в том числе мелкая моторика отражает то, как развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

Очевидно, что невозможно нарисовать желтое солнышко или «нарядить» новогоднюю елку на панно, повесив на пуговицы красные, желтые, синие шарики, без активной помощи пальчиков. Также сложно себе представить любую игру детей раннего возраста без «включения» их общей двигательной активности. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в движении в большой мере определяет прогресс развития функций мозга ребенка. Понятия «сенсорное развитие» и «моторное развитие» тесно связаны друг с другом, поэтому я говорю именно осенсомоторном развитии ребенка. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Думаю, с уверенностью можно сказать, что ранний возраст – это «золотая пора» сенсомоторного воспитания.

Конечно, в магазинах существуют разнообразные дидактические пособия и игры для сенсомоторного развития детей раннего возраста, и мы с коллегой тоже приобретаем некоторые из них. Но мне кажется то, что сделано своими руками, особенно любимо малышами. Пригодится все: оставшиеся от предыдущих «творений» клубки и клубочки ниток, тесьма и ленточки «допотопных» времен, «бабушкина» вата, залежавшиеся кусочки ткани, кнопки всевозможных размеров, «ненужные» и нужные пуговицы. Вспоминаю и благодарю родителей, с помощью которых я собирала и копила это «богатство», из которого «рождаются» необычные игрушки, панно, пособия. Они наполнены нашим теплом, вниманием, заботой; глубоко и ясно выражают идею, которую мы хотим донести детям.

Ознакомьтесь так же:  Лицензия пожарная стоимость

Изготавливая свои пособия, я стараюсь создавать условия для интенсивного накопления детьми разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре и, одновременно, развития мелкой моторики. Включая в наши игры элементы двигательной активности, мы способствуем и физическому, и умственному развитию детей.

Как показывает практика работы с детьми раннего возраста, малышей часто знакомят всего с тремя-четырьмя цветами или формами и требуют обязательного их называния. Я полностью согласна с мнением Л.А. Венгера, Л.Н. Павловой: «Такая практика мало способствует сенсорному развитию детей, не соответствует их психофизиологическим возможностям». Ведь окружающий мир многообразен, многоцветен, и тем восхитителен и заманчив. Мы не можем и не вправе изолировать детей от этого многообразия, сужать их представления о мире только потому, что наши дети – раннего возраста.

Создавая панно или какое-то иное дидактическое пособие, я стараюсь сделать его так, чтобы оно привлекало внимание детей, заинтересовывало, вызывало яркие эмоции. Таким образом, те игры на сенсомоторное развитие, которые я предлагаю детям, помимо своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие детскую эмоциональную сферу в целом.

Каждый день, каждую минуту мир расширяет перед детьми свои горизонты. Накапливая впечатления об окружающем, вместе с малышами мы ежедневно отправляемся в увлекательное и полезное путешествие в мир природы (наши прогулки), с которым их необходимо познакомить: помочь понять, принять, полюбить и бережно относиться. Ежедневно мы с детьми наблюдаем за изменениями природы. А в группе ребята с удовольствием вспоминают о проведенной прогулке, о том, что им больше всего понравилось, что запомнилось. На красочных панно малыши с удовольствием отображают те изменения в природе, которые они заметили на улице: изменилась окраска листьев на деревьях или листики совсем опали; увидели ли они цветущие деревья или на них уже созрели яблочки (на территории нашего детского сада, действительно, «живут» любимые воспитателями и детьми яблоньки). Ярко ли светило солнышко, а, может, шел дождь? Видели ли мы на небе облака, и какого они были цвета, формы? После зимней прогулки, мы с удовольствием вспоминаем, что снег был мокрый, и мы весело лепили снеговика. А потом, в группе, с интересом пытаемся «слепить» снеговика на панно, сравнивая и подбирая «снежные комы» нужного размера.

Летом вместе с детьми мы наблюдаем и восхищаемся красотой цветов, уточняя их цвет и размер; с помощью наших пальчиков «высаживаем» их на «зеленую полянку». А потом все вместе любуемся результатом своего творчества, отмечая как бережно надо относиться к природе, не рвать и не мять траву, цветы… Накапливая представления о цвете, мы восхищаемся таким природным явлением, как радуга и отображаем его на красочной ширме. Рассматривая и играя в группе с сороконожкой из обыкновенных пуговиц, подобрав к ее цветным ножкам тапочки нужного цвета или прикрепив на крылышки божьей коровки красивые яркие пятна (отмечаем форму пятен и цвет), мы решаем не только задачи сенсомоторного развития. Одновременно дети понимают, что не надо бояться насекомых, наоборот, ими нужно любоваться, оберегать; но… не брать в руки. «Хотите лучше рассмотреть – приближайтесь очень осторожно, потихоньку, не обижая и не мешая маленькому существу». А познакомиться поближе мы можем в группе, рассматривая жучка, бабочку, гусеницу на нашем игровом панно.

В зависимости от возраста малышей, особенностей их развития, настроения я стараюсь корректировать содержание наших игр. Это позволяет не только осуществлять индивидуальный подход к малышам, но и вносит дополнительную новизну, интерес в наше общение.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…»

Вместе с нашими малышами мы любуемся красотой природы; играя, создаем красоту; радуемся тому, что мы видим и можем создать. Иными словами, творим и вместе развиваемся. Именно вместе, потому что и я многому научилась и продолжаю учиться у моих малышей. Ведь это они подтолкнули меня к тому, чтобы мое увлечение рукоделием превратилось в наше совместное творчество. Сам процесс изготовления пособий, панно, игрушек от размышления над идеей до пришивания последней бусинки, доставляет мне колоссальное удовольствие. Конечно, это занимает много времени и требует большого труда, определенных умений. Но, я думаю, результат стоит того. Наблюдая за каждым из моих малышей, я стараюсь придумать такие «игрушки», предлагать им такие игры-задания, которые могли бы вызвать у них радость, восхищение, удивление; заинтересовать их, а это, конечно, и есть главное условие успешности нашей с ними деятельности.

«Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность»

Каких результатов мы достигли? Наверное, самое главное – это эмоциональный отклик на нашу деятельность, который мы видим и со стороны детей, и со стороны родителей, и наш собственный. И через этот отклик мы развиваемся и развиваем наших детей, в том числе их сенсомоторные способности — определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.

Надеюсь, что тот багаж опыта, который накоплен моими малышами за время нашей совместной деятельности, будет служить им прочной основой для их дальнейшего развития в детском саду, дома, в школе. А ведь это и есть наша конечная и самая главная задача – всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

«Все солнца Вселенной,

Сложим в едином

Принесем на ладонях

К подножию детской судьбы»

1. Афанасьева И.П. «Маленькими шагами в большой мир знаний». Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. — Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2005. – 128с.

2. Широкова Г.А. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». Диагностика. Игры. Упражнения. Серия «Школа развития». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. – 256с.

3. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2000. – 152с.

4. Пилюгина Э.Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста». Пособие для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1983. – 96с.

5. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей» — Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2007. – 32с.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Москва: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208с.

7. Демина Е.С. сост. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»: Учебно-методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.

8. Павлова Л.Н. «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста»: Практическое пособие — Москва: Айрис-пресс, 2006. – 208с.