Договор поставки товара доставка транспортной компанией

Порядок поставки товара по договору поставки

Доставка товара покупателю

По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 509 Гражданского кодекса (далее — Кодекс), поставка товара производится поставщиком путем его отгрузки либо иной передачи покупателю. В том случае, если в договоре (контракте) не прописаны конкретные условия доставки, выбор транспортных средств и определение других моментов остается на усмотрение поставщика, если иное не вытекает из нормативных актов или обычаев делового оборота (п.1 ст.510 Кодекса). В тот момент, когда товар получен покупателем или его уполномоченным лицом, поставщик считается выполнившим свои обязательства (п. 1 ст. 458 Кодекса).

Порядок распределения расходов между контрагентами устанавливается контрактом. При отсутствии закрепленного порядка при возникновении спора суд путем толкования контракта с учетом практики взаимоотношения партнеров должен выявить действительную волю сторон (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18).

Для того чтобы избежать конфликтов, рекомендуется прописывать в контракте:

  • конкретный адрес, по которому должна быть произведена доставка;
  • получателя (особенно это актуально, когда товар получает лицо, отличное от покупателя);
  • вид транспорта, которым осуществляется доставка;
  • правила, по которым будут разделены расходы по транспортировке товаров (возможно как отнесение всех расходов на одного из контрагентов, так и их разделение, например поровну или в другом процентном соотношении).

Кроме доставки товара покупателю, существует вариант самовывоза товара.

Самовывоз товара со склада поставщика

Возможно также оформление договора поставки с условием самовывоза со склада поставщика, т. е. получение товара производится путем его выборки — выдачи в месте расположения поставщика (п. 2 ст. 510 Кодекса). Подробнее с таким порядком поставки можно ознакомиться в нашей статье «Что это такое — выборка товара по договору поставки?».

Поставщик считается выполнившим свои обязанности после того, как (п. 1 ст. 458 Кодекса):

  • товар, подлежащий выдаче, имеется в наличии и определенным образом промаркирован;
  • покупатель извещен о том, что товар готов к выдаче.

При наличии факта осведомленности покупателя о том, что товар готов к выдаче, суды признают, что обязанности поставщика были исполнены, и отказывают покупателю в удовлетворении иска об исполнении обязательств по договору поставки. При этом покупатель не лишен права доказывать факт отсутствия товара на складе (определение ВС РФ от 26.06.2017 № 309-ЭС17-7559 по делу № А60-25848/2016).

При выборе сторонами данного порядка в контракте рекомендуется зафиксировать:

  • адрес, по которому будет осуществлен самовывоз;
  • порядок извещения покупателя о том, что товар готов к выдаче, или сроки проведения выборки (если данное условие не будет закреплено, то самовывоз должен производиться в разумный срок после получения извещения; п. 2 ст. 510 Кодекса);
  • правила маркировки товаров;
  • условия погрузки товара на транспортное средство покупателя (чьими силами производится и за чей счет).

Если выбирается вариант доставки товара покупателю, необходимо включить соответствующие условия в договор.

Закрепление порядка поставки в договоре

По умолчанию обязанности поставщика считаются выполненными после сдачи товара для последующей доставки на почту либо в транспортную компанию (п. 2 ст. 458 Кодекса). Суды в таких случаях признают, что передача товара транспортной компании, подтвержденная, в частности, товарной накладной, в которой покупатель указан в качестве грузополучателя, является надлежащим выполнением поставщиком своих обязанностей (постановление АС ВВО от 27.04.2017 по делу № А43-31817/2015).

Во избежание разногласий рекомендуется прописывать порядок поставки в договоре поставки максимально подробно. Нужно учитывать также, что стоимость доставки не входит в цену товара, если иное не предусмотрено в договоре.

Как правило, порядок доставки закрепляется в отдельном разделе контракта. Оформляя его, следует уделить внимание следующему:

  • указать способ доставки товаров (транспортом поставщика, транспортной компанией или почтой и др.);
  • прописать адрес, по которому будет осуществляться доставка/выборка товаров;
  • указать данные получателя товара в том случае, если им является лицо, отличное от покупателя;
  • закрепить условия поставки (вид транспорта, обязанность по погрузке, порядок извещения покупателя о готовности товаров к отгрузке при самовывозе и т. д.);
  • прописать, как между контрагентами делятся расходы на доставку товаров, их погрузку и выгрузку.

Образец оформления условий поставки в договоре поставки вы найдете по ссылке: Образец договора поставки на условиях выборки товаров.

Какие еще бывают условия поставки

Какие еще бывают условия поставки товара? Наиболее полно ответ на данный вопрос дан в правилах «Инкотермс-2010».

Выбрав тот или иной из 11 базисов, стороны определяют:

  • какая из них осуществляет действия по транспортировке и страхованию товара;
  • момент, когда поставщик передает товар покупателю;
  • какие расходы возложены на каждого из контрагентов.

Например, базис EXW означает самовывоз товара покупателем, когда поставщик не несет ответственности ни за погрузку либо перевозку товара, ни за уплату таможенных и прочих обязательных сборов.

Для применения выбранного базиса «Инкотермс-2010» необходимо:

  • сделать ссылку на выбранный базис «Инкотермс-2010» в договоре;
  • указать наиболее точно пункт (порт, аэропорт), в который будет произведена поставка.

Например, «FCA морской порт Санкт-Петербург Россия Инкотермс-2010». Это будет означать, что поставщик должен доставить товар в порт Санкт-Петербурга, оплатив все вывозные пошлины. Платить таможенные ввозные пошлины должен уже покупатель. С момента доставки товара в указанное в договоре место риски повреждения или гибели товара переходят на покупателя.

Подробнее о данном условии поставки товара в договоре поставки товара читайте в статье «Условия поставки FCA (Инкотермс 2010)».

Итак, нами были рассмотрены основные условия поставки товаров, а также даны краткие рекомендации о том, как правильно закрепить в договоре выбранный порядок доставки.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции;

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 «Расходы на продажу». А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель. Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

Данный вариант, также можно подразделить на два вида:

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения.

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам «Продавец» и «Адрес» указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке «Покупатель» указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

— Д76.А К76.Б – оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

— Д76.В К76.А – Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

— Субсчета «Б» и «В» закрываются денежными расчетами.

Где субсчет «Б» – транспортная компания, «В» — Покупатель товаров, «А» – транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

— транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

— Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 – услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 – расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ). Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

Ознакомьтесь так же:  Приказ 119 мвд россии

-либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

-либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Договор поставки и транспортные расходы. Учет у продавца

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору поставки продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю. Как правило, продавец и покупатель удалены друг от друга, и одним из условий договора поставки является доставка товаров, которую поставщик осуществляет согласно договору (ст. 510 ГК РФ). Кроме того, договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Как правильно отразить в договоре условия поставки? Всегда ли транспортные расходы признаются расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в данной статье.

При любой сделке бухгалтеру важно установить, когда переходит право собственности на имущество организации, ведь от этого зависит порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете как самого имущества, так и операций с ним.

Порядок перехода права собственности к покупателю может быть определен договором, положения которого могут как дублировать общие правила указанного перехода (с момента вручения вещи, с момента передачи перевозчику), так и устанавливать иные моменты перехода права собственности (с момента оплаты, с момента пересечения границы и т.д.). Если этот порядок договором не установлен, то право собственности в соответствии со ст. 224 ГК РФ переходит в момент вручения вещи покупателю или в момент передачи товара перевозчику: в случае если товар должен доставить продавец, право собственности переходит в момент вручения товара покупателю в месте назначения. В случае самовывоза товара право собственности на него переходит тоже в момент вручения товара покупателю или перевозчику, но уже в месте нахождения поставщика.

Обратите внимание! Момент перехода права собственности следует отличать от условий поставки товаров. Условия поставки означают откуда, куда, каким образом и, самое главное, за чей счет будет осуществляться поставка. Существуют общепринятые условия поставки (условия франкировки[1]: франко-станция назначения, франко-склад поставщика, франко-склад покупателя и т.д.). Бухгалтеры, которые имеют дело с зарубежными контрактами, знакомы с терминологией международных правил Инкотермс[2]. Однако этими правилами определены обязательства по несению расходов, связанных с доставкой, страховкой товаров, момент перехода рисков потери и повреждения товаров, но момент перехода права собственности ими не установлен. Об этом нужно помнить при составлении договоров, ведь дата поставки может наступить раньше или позже момента перехода права собственности, а также совпадать с ним. Поясним это на примере.

Предположим, что между продавцом и покупателем заключен договор поставки, согласно которому право собственности переходит на складе покупателя. Условия поставки – «франко-станция назначения». Это означает, что продавец за свой счет доставляет товар до станции покупателя, а разгрузка вагона, погрузка товара в машину и доставка автотранспортом до склада покупателя осуществляется за счет последнего. А так как согласно договору прав собственности переходит на складе покупателя, то все его транспортные расходы от станции до склада фактически относятся к «чужому» товару. Это означает, что отнести данные расходы в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль покупателю будет достаточно проблематично.

Рассмотрим теперь, как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются транспортные расходы в зависимости от условий договора, заключенного между продавцом и покупателем.

Условия договора. Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя. Доставка товара на склад покупателя входит в обязанности поставщика. Транспортные расходы включены в цену товара.

Цена реализации товара будет сформирована с учетом стоимости доставки (причем эта стоимость в отгрузочных документах отдельной строкой не выделяется).

Доставку товаров продавец может осуществить самостоятельно либо с привлечением транспортной организации. В случае оказания услуг по доставке собственным транспортом документальным подтверждением транспортных расходов являются путевые листы с маршрутом следования (формы № 4-С и № 4-П, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 78[3]), чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт) и т.д.

В случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации должен быть составлен договор на оказание транспортных услуг, а также:

1) При использовании автомобильного транспорта – путевой лист со штампами автопредприятия и товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78). Товарно-транспортная накладная определяет взаимоотношения грузоотправителя с автоперевозчиком и служит для учета работы транспорта и расчетов с перевозчиком за оказанные им услуги по перевозке грузов. Грузоотправитель составляет накладную для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов. Она выписывается в четырех экземплярах: первый остается у грузоотправителя, а второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю. Впоследствии водитель передает второй экземпляр грузополучателю, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает грузоотправителю. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю.

2) Пи использовании железнодорожного транспорта – железнодорожная накладная и грузовая квитанция.

3) При перевозке воздушным транспортом – накладная отправителя и грузовая накладная.

4) При перевозке морским транспортом – коносамент.

Обратите внимание: товарно-транспортная накладная является унифицированной формой первичной учетной документации, установленной для юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом. Следовательно, товарно-транспортная накладная, подтверждающая факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя, так и для получателя грузов (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.11.04 № А05-6133/04-11).

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Стоимость доставки – 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы включены в цену товара.

Таким образом, стоимость поставки составила 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). Эта сумма будет фигурировать в накладной и счете-фактуре.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Что касается налогового учета, то в нем, как и в бухгалтерском учете, доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается. Поставщик может уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на величину транспортных расходов при соблюдении условий, прописанных в ст. 252 НК РФ, – расходы должны быть обоснованы (экономически оправданы) и документально подтверждены. Экономическая оправданность расходов на доставку товара вытекает из условий договора с покупателем, ведь, не обеспечив доставку товара, его невозможно продать.

В данной ситуации, независимо от того, используется транспорт сторонней организации или собственный, транспортные расходы будут являться косвенными (ст. 318, 320 НК РФ), и в конце месяца единовременно списываться в уменьшение налоговой базы.

Если организация использует «чужой» транспорт, то сумма НДС, уплаченная транспортной организации за доставку товара покупателю, подлежит вычету на основании пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (при условии соблюдения положений ст. 172 НК РФ: от транспортной организации получен счет-фактура, имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога).

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель – оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре может быть не указана или указана отдельно от стоимости товара).

Как правило, такая доставка осуществляется собственным транспортом продавца. О том, как правильно оформить договор, если продавец привлекает транспортные компании, мы расскажем ниже.

Обратите внимание: на стоимость транспортных услуг начисляется НДС по ставке 18%, причем независимо от того, по какой ставке облагается реализуемый товар (10 или 18%).

Так, например, в Письме МНС РФ от 19.04.04 № 01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг» говорится, что перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС по ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ. Услуги по доставке собственным транспортом товаров, реализация которых подлежит налогообложению по ставке 10%, в установленный перечень не входят, поэтому данные услуги подлежат налогообложению по ставке 18% в общеустановленном порядке.

В таких случаях реализацию товаров и транспортных услуг в бухгалтерском учете нужно отражать отдельно, открыв, например, субсчета второго уровня к счету 90:

90-1-1 – «Реализация товаров (ставка НДС 10%)»;

90-1-2 – «Реализация транспортных услуг (ставка НДС 18%)». (По аналогии можно открыть субсчета и по расходам).

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 110 000 руб. (в том числе НДС 10% – 10 000 руб.). Стоимость доставки составила 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.). Транспортные расходы оплачиваются покупателем сверх продажной цены.

Себестоимость товара – 60 000 руб. Товар доставляется собственным транспортом ООО «Альфа», расходы на содержание которого составили 30 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Расходы по доставке подтверждаются теми же документами, которые были перечислены выше.

При исчислении налога на прибыль транспортные расходы в данной ситуации будут косвенными (ст. 318, 320 НК РФ) и в конце месяца единовременно списываются в уменьшение налоговой базы (см. также Письмо МФ РФ от 13.01.05 № 03-03-01-04, где говорится, что расходы на доставку товаров со склада налогоплательщика покупателям к прямым расходам не относятся).

Обратите внимание на существенно важный момент. Если организация-продавец осуществляет доставку собственным транспортом, оформляет ее как отдельный вид деятельности (то есть не включает в цену товара) и эксплуатирует не более 20 транспортных средств, то автотранспортные услуги по перевозке грузов подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при этом не имеет значения, была это разовая операция или такие услуги оказываются постоянно. Так, например, в Письме МФ РФ от 18.01.04 № 04-05-12/9 говорится о том, что Налоговым кодексом не предусмотрен порядок перевода организации или индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога в зависимости от доли выручки по оказанию транспортных услуг в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, если организация осуществляет автотранспортные услуги на основании договоров, то данный вид деятельности должен, по мнению Департамента, переводиться на уплату единого налога на вмененный доход.

Если продолжить тему по ЕНВД, то попутно возникает вопрос: облагается ли ЕНВД деятельность по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчиков на основании пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ? Свое мнение по этому вопросу Минфин высказал в Письме от 18.02.05 № 03-06-05-04/39. Статьей 346.27 НК РФ определено понятие транспортных средств – это автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Если автопогрузчик используется для перемещения грузов внутри склада и не предназначен для перемещения грузов по дорогам, то он не соответствует понятию транспортных средств, используемых в целях налогообложения ЕНВД. Поэтому деятельность организации по перевозке грузов от склада до транспортного средства с использованием автопогрузчика не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Условия договора. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика. Поставщик обязуется организовать доставку товара до склада покупателя, а покупатель – возместить расходы поставщика по организации доставки.

Как правило, такая доставка осуществляется специализированными транспортными компаниями, и продавец товара выступает посредником между покупателем и транспортной организацией. Договор между продавцом и покупателем будет смешанным, что не противоречит гражданскому законодательству. Свобода заключаемых договоров предусмотрена ст. 421 ГК РФ: стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Таким образом, договор купли-продажи между продавцом и покупателем будет содержать элементы посреднического договора (например, комиссии, агентского или транспортной экспедиции).

Рассмотрим ситуацию, когда посреднические услуги оформляются агентским договором и продавец обязуется от своего имени, но за счет покупателя организовать доставку товара. В этом случае договор имеет две составляющие: собственно договор купли-продажи и агентский договор по организации перевозки. Поставщик выступает не только как продавец, но и как агент, оказывая агентские услуги по организации перевозки. Покупатель выступает в качестве принципала и возмещает поставщику все расходы по организации перевозки, выплачивая ему агентское вознаграждение.

В бухгалтерском учете транспортировка продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузка ее в транспортное средство, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции, отражаются следующим образом:

Ознакомьтесь так же:  Приказ об учетной политики на 2011 год образец

– выполненные собственными силами и транспортом поставщика – с кредита счета учета продаж (Дебет 62 Кредит 90);

– выполненные специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями (без НДС) или физическими лицами – с кредита счета учета расчетов (Дебет 62 Кредит 76) (пп. «в» п. 211 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ[4]).

При этом в соответствии с п. 215 Методических указаний расходы по транспортировке учитываются по дебету счета учета расчетов с кредита соответствующих счетов учета денежных средств или подотчетных сумм, включая уплаченные суммы налога на добавленную стоимость по ним. Расходы, подлежащие возмещению покупателями готовой продукции, списываются с указанного выше счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину налога на добавленную стоимость, причитающуюся (уплаченную) сторонней транспортной организации. Эта сумма налога на добавленную стоимость предъявляется к оплате покупателю продукции. Таким образом, суммы НДС не отражаются ни по дебету, ни по кредиту счета 68.

ООО «Альфа» (продавец) осуществляет поставку товара ООО «Гамма» (покупатель) на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС 18% – 18 000 руб.). Договором определено, что право собственности на товар переходит в момент его отгрузки со склада поставщика.

В дополнительном соглашении к договору стороны установили, что ООО «Альфа» обязано оказать покупателю услуги по организации доставки товара до склада покупателя, в связи с чем ООО «Гамма» дополнительно к цене товара перечислило 59 000 руб. (в том числе НДС 18% – 9 000 руб.), из которых оплата услуг перевозчика составила 35 400 руб. (в том числе НДС – 5 400 руб.), а вознаграждение продавцу за организацию доставки – 23 600 руб. (в том числе НДС – 3 600 руб.).

Предположим, что договор заключен в июне 2005 г ., денежные средства перечислены в этом же месяце, товар отгружен со склада тоже в июне, а доставлен в июле.

В бухгалтерском учете ООО «Альфа» будут сделаны следующие проводки:

Договор поставки: варианты учета транспортных расходов

Договор поставки, как правило, содержит условия о доставке товара. Кто и в каких случаях должен осуществлять доставку? Всегда ли транспортные расходы по этому договору торговая организация может признать расходами, уменьшающими доходы для целей налогообложения прибыли? Как правильно применять вычеты по НДС? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Согласно Гражданскому кодексу по договору поставки одна сторона — поставщик обязуется передать другой стороне — покупателю определенные договором товары (ст. 506). Передачей вещи является ее непосредственное вручение получающей стороне или сдача перевозчику для отправки получателю (п. 1 ст. 224).

В отличие от розничной купли-продажи при поставке товаров поставщик редко имеет возможность вручить товар напрямую покупателю. Как правило, поставщик и покупатель достаточно удалены друг от друга, и поэтому одним из элементов договора поставки является условие о доставке товара.

Условия о доставке стороны вправе определить в договоре по-разному. Например, они могут указать в договоре обязательства по доставке путем перечисления обязанностей поставщика и покупателя. Или же они могут использовать в тексте договора базисы поставки, установленные Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс—2000» (Incoterms — International Commercial Terms) [1] .

Изначально эти термины предназначались для договоров по импортным поставкам товаров. А сегодня их использование стало обычаем делового оборота при осуществлении как внешнеэкономических, так и внутрироссийских поставок.

Доставку организует сторона, на которую это обязательство возложено по условиям договора поставки. Эта сторона несет не только соответствующие расходы, но и риски, связанные с доставкой товара.

Доставка входит в обязанности поставщика

Обязанность поставщика доставить товар покупателю может прямо предусматриваться в договоре поставки. В этом случае стороны могут указать в нем вид транспорта и прочие условия доставки товара. Эти пункты договора становятся для поставщика обязательными (п. 1 ст. 510 ГК РФ).

Обязательство по доставке товара поставщик выполняет самостоятельно или привлекает для этого соисполнителя. И здесь надо учитывать вот что. Перевозки грузов автомобильным (грузоподъемностью свыше 3,5 т), железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом подлежат лицензированию. Нельзя без лицензии осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте. Об этом сказано в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 128-ФЗ). Для получения лицензии организация должна располагать необходимым парком техники, квалифицированным персоналом и отвечать иным лицензионным требованиям. Торговые организации таких лицензий, как правило, не имеют, поэтому доставлять товар самостоятельно они не вправе.

Говоря о лицензировании грузовых перевозок, важно отметить и такой момент. Статья 17 Закона № 128-ФЗ, в которой перечислены лицензируемые виды деятельности, содержит одно исключение из общего правила. Так, не требуется лицензия для перевозки грузов автомобильным транспортом для собственных нужд организации.

В этой связи возникает вопрос: является ли для поставщика доставка груза по договору поставки перевозкой для собственных нужд? Закон № 128-ФЗ однозначного ответа на этот вопрос не дает, так как в нем не разъясняется, что следует понимать под определением «для собственных нужд». В то же время правоприменительная практика свидетельствует о том, что для поставщика доставка грузов является предпринимательской деятельностью наряду с реализацией товара [2] . Поэтому такие перевозки не могут расцениваться как осуществленные для собственных нужд.

Следовательно, поставщик может доставлять товар самостоятельно, если у него есть лицензия, или же с привлечением соисполнителей. В последнем случае и заключаются договоры перевозки со специализированными организациями-перевозчиками.

Налогообложение такой операции, как доставка товара, во многом зависит от того, как определена стоимость доставки в договоре. Возможны два варианта. Первый вариант предусматривает, что цена товара в договоре указана с учетом его доставки покупателю. Согласно второму варианту поставщик увеличивает закупочную цену ранее приобретенного товара только на величину своей торговой наценки, а за доставку с покупателя взимает отдельную плату.

налог на прибыль

Цена товара и стоимость доставки могут быть выделены в договоре отдельно. В этом случае доход поставщика по договору поставки состоит из двух сумм: выручки от реализации товара и выручки от реализации транспортной услуги.

Если поставщик применяет метод начисления, то доходы в соответствии с пунктом 3 статьи 271 НК РФ учитываются в момент реализации товаров (работ, услуг). Расходы при методе начисления признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся исходя из условий сделок, независимо от момента оплаты этих расходов (п. 1 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе доходы признаются в день поступления оплаты за товары (работы, услуги). Расходами при кассовом методе признаются затраты после их фактической оплаты (ст. 273 НК РФ).

Допустим, поставщик в целях налогообложения прибыли определяет доходы и расходы кассовым методом. Тогда полученные от покупателя авансы засчитываются в счет оплаты товара по договору поставки. Поставщик отражает их в составе выручки при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Обратите внимание: авансы не образуют дохода только в том случае, если организация применяет метод начисления. На это прямо указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Закон № 128-ФЗ устанавливает правовые основы и общие правила лицензирования определенных видов деятельности. Подробный порядок лицензирования, а также лицензионные требования определены постановлениями Правительства РФ, которые приняты по каждому виду или группе однородных видов деятельности.

Перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы регламентируются постановлениями Правительства РФ:

— от 24.01.98 № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации» (в редакции постановления Правительства РФ от 03.10.2002 № 731);

— от 27.05.2002 № 345 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте»;

— от 10.06.2002 № 402 «О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом»;

— от 19.06.2002 № 447 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте».

Расходы поставщика по договору поставки будут состоять из покупной стоимости реализованного товара, затрат на его доставку покупателю и иных издержек. Причем расходы поставщика на доставку товара покупателю в соответствии со статьей 320 НК РФ в целях налогообложения прибыли являются косвенными. То есть полностью уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Затраты поставщик вправе признать, только если они соответствуют требованиям, установленным статьей 252 НК РФ. Кратко напомним основные критерии признания расходов. В целях налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты организации. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты организации, оценка которых выражена в денежной форме. Расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Направленными на получение дохода являются расходы, необходимые для исполнения договора. Такие расходы могут быть предусмотрены законом, условиями договора или вытекать из существа обязательств.

Налог на добавленную стоимость

Цена товара может не включать доставку. Тогда картина иная. Налоговая база поставщика будет состоять из выручки от реализации товара по договору поставки и выручки от оказания транспортных услуг, которые он может оказать лично или с привлечением транспортной организации, заключив с ней договор перевозки.

Когда у поставщика возникает обязанность по начислению НДС с реализации товара и оказания услуг по доставке?

Рассмотрим вариант, при котором поставщик определяет налоговую базу «по отгрузке». Если по договору поставки переход права собственности на товар происходит при отгрузке товара со склада поставщика и доставку осуществляет перевозчик, то НДС с реализации товара поставщик должен начислить в момент отгрузки (передачи) товара перевозчику [3] . Если же договором поставки предусмотрено, что поставщик осуществляет доставку самостоятельно, то НДС с реализации товара поставщик начислит в момент доставки товара на склад покупателя. Это следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

Транспортные услуги поставщик реализует в момент их фактического оказания. Поэтому НДС по транспортным услугам поставщик начислит в момент доставки товара покупателю.

Таким образом, если поставщик доставляет товар своим транспортом, то момент начисления НДС с реализации товара и оказания покупателю транспортных услуг совпадет. Поэтому поставщику достаточно выставить покупателю один счет-фактуру с указанием стоимости товара и стоимости услуг по его доставке.

Если же поставщик для доставки товара привлекает перевозчика, то момент реализации товара может не совпасть с моментом оказания транспортных услуг. Соответственно обязанность по начислению НДС с этих операций может возникнуть в разное время, возможно даже в разных налоговых периодах. В этом случае поставщик выставляет покупателю два счета-фактуры — один по товару, другой по транспортным услугам.

Теперь рассмотрим вариант, при котором поставщик при реализации товара определяет налоговую базу «по оплате». Тогда обязанность по начислению НДС к уплате возникает у поставщика по мере поступления денег от покупателя за реализованный товар, а также за услуги по его доставке (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

При получении авансов в счет предстоящей поставки товара независимо от выбранного метода определения налоговой базы поставщик обязан начислить к уплате НДС с полученных сумм. На это указывает подпункт 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ.

Суммы НДС, исчисленные с реализации товара и оказания транспортных услуг, поставщик вправе уменьшить на сумму налоговых вычетов в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ.

Покупатель самостоятельно организует вывоз товара

Обратите внимание: покупая товар, покупатель действует в своих интересах. При самовывозе товара со склада поставщика покупатель доставляет его на свой склад. Такая доставка не является для покупателя предпринимательским видом деятельности, поскольку он осуществляет ее для собственных нужд. Таким образом, вывоз покупателем товара со склада поставщика автомобильным транспортом в соответствии со статьей 17 Закона № 128-ФЗ не подлежит лицензированию. При отсутствии такого автотранспорта у покупателя или если товар доставляется иным видом транспорта, покупатель должен воспользоваться услугами специализированного перевозчика.

Если по условиям договора поставки товар со склада поставщика вывозит покупатель, транспортные расходы он вправе учесть в целях налогообложения прибыли. Естественно, если имеются подтверждающие документы и соблюдаются другие требования статьи 252 НК РФ.

Затраты покупателя на доставку так же, как и у поставщика, являются расходами, связанными с производством и реализацией. Но для покупателя расходы по доставке товара до своего склада в соответствии со статьей 320 НК РФ являются прямыми [4] .

Суммы НДС, уплаченные в составе транспортных услуг, покупатель вправе принять к вычету. Для этого он должен получить от перевозчика счета-фактуры, а также иметь документы, подтверждающие факт уплаты НДС в составе транспортных услуг.

Покупатель поручает поставщику организовать доставку

Если поставщик организует доставку товара в интересах покупателя, то по отношению к нему поставщик будет выступать экспедитором. Отношения сторон в этой части будут регулироваться положениями главы 41 ГК РФ «Транспортная экспедиция», а также нормами Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Транспортно-экспедиционные услуги согласно действующему законодательству не лицензируются. Поэтому поставщик, организуя доставку в качестве экспедитора, не будет нарушать нормы лицензионного законодательства.

Ознакомьтесь так же:  Завещание в мчп

Поставщик может заключать договор с перевозчиком на оказание транспортных услуг как от своего имени, так и от имени покупателя. Во втором случае поставщику понадобится доверенность, выданная покупателем.

Выступая экспедитором, поставщик действует в интересах покупателя. За это в соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ покупатель обязан уплатить поставщику определенное сторонами вознаграждение, а также возместить ему понесенные в связи с доставкой расходы.

Налог на прибыль

Иные суммы, полученные поставщиком для выполнения обязательств по организации доставки, а также в счет возмещения его затрат, по общему правилу не признаются доходом в целях налогообложения прибыли (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При определении расходов необходимо принимать во внимание следующее. В пункте 9 статьи 270 НК РФ установлено, что затраты поставщика на доставку товара не учитываются в целях налогообложения прибыли. Это прежде всего затраты на оплату услуг перевозчика. Как правило, их учитывает покупатель. Поэтому поставщик, выполняя обязательства по доставке товара в качестве экспедитора, обязан обеспечить покупателя документами, подтверждающими транспортные расходы.

Кодекс содержит одно исключение из общего правила формирования доходов и расходов при совершении любых посреднических операций, в том числе транспортно-экспедиционных. Суммы, полученные экспедитором помимо его вознаграждения, могут учитываться в составе доходов, если это прямо предусмотрено условиями договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). В этом случае расходы, связанные с организацией доставки товара, в том числе стоимость услуг перевозчика, вопреки общему правилу экспедитор вправе учесть при формировании налоговой базы. Об этом сказано в пункте 9 статьи 270 Налогового кодекса.

Налог на добавленную стоимость

На сумму своего вознаграждения поставщик выставляет покупателю счет-фактуру, на основании которого покупатель примет к вычету НДС по транспортно-экспедиционным услугам, оплаченным поставщику.

Организуя доставку товара, поставщик всегда действует в интересах покупателя и за его счет. Приобретателем (получателем) транспортных услуг перевозчика является покупатель. Поэтому сумму НДС, предъявленную перевозчиком к оплате в цене транспортных услуг в порядке статьи 168 НК РФ, оплачивает и принимает к вычету покупатель товара. На его же имя перевозчик выставляет счет-фактуру по транспортным услугам. А роль поставщика сводится к тому, чтобы получить у перевозчика этот счет-фактуру и передать его покупателю.

Рассмотрим на конкретном примере налогообложение хозяйственных операций поставщика, связанных с доставкой, и порядок их отражения в бухгалтерском учете.

ПРИМЕР 1

2 июня 2004 года стороны заключили договор поставки оборудования. По условиям договора покупатель должен получить оборудование со склада поставщика.

18 июня 2004 года стороны подписали дополнительное соглашение к договору поставки, по которому поставщик обязан оказать покупателю услуги по организации доставки оборудования до склада покупателя. По этому соглашению покупатель 22 июня 2004 года дополнительно к цене товара перечислил поставщику 885 000 руб. (в том числе НДС — 135 000 руб.). Часть этой суммы — 826 000 руб., включая НДС — 126 000 руб., предназначена для оплаты услуг перевозчика. Оставшаяся часть — 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.) составляет вознаграждение поставщика за организацию доставки.

Для доставки оборудования поставщик 24 июня 2004 года заключил договор с перевозчиком. Оплата услуг перевозчика предусмотрена в форме 100-процентной предоплаты в течение 5 дней после подписания договора перевозки. Перевозчик доставил оборудование покупателю 12 августа 2004 года.

Доходом поставщика будет сумма 59 000 руб., которая приходится на его вознаграждение. Остальная часть полученных от покупателя денежных средств (826 000 руб.) доходом поставщика не признается.

Если в целях налогообложения прибыли поставщик определяет доходы и расходы кассовым методом, то свой доход в размере 59 000 руб. он отразит в налоговом учете 22 июня 2004 года. Если он применяет метод начисления, то доход в виде авансовой оплаты вознаграждения следует отразить в налоговом учете 12 августа 2004 года, то есть по факту оказания экспедиционных услуг.

НДС по оказанным экспедиционным услугам поставщик также начисляет только с суммы своего вознаграждения. При этом независимо от момента определения налоговой базы (по отгрузке или по оплате) НДС с полученного авансом вознаграждения поставщик должен начислить в момент поступления денег.

В бухгалтерском учете в день получения от покупателя средств на организацию доставки оборудования (22 июня 2004 года) поставщик делает следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с покупателем по доставке товара»

— 826 000 руб. — получены средства от покупателя на организацию доставки оборудования;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет «Авансы полученные»

— 59 000 руб. — получен аванс от покупателя в счет вознаграждения за организацию доставки оборудования;

ДЕБЕТ 62 субсчет «Авансы полученные» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 9000 руб. — начислен НДС к уплате с полученного аванса.

До 20 июля 2004 года поставщик обязан уплатить в бюджет НДС за июнь с учетом полученного от покупателя аванса. Если других операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), у поставщика не было, он делает следующую запись:

ДЕБЕТ 68 «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 51

— 9000 руб. — перечислен в бюджет НДС с полученного аванса.

На следующий день после заключения договора с перевозчиком, то есть 25 июня 2004 года, поставщик авансом оплачивает транспортные услуги. Это отражается в учете такой проводкой:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с покупателем по доставке товара» КРЕДИТ 51

— 826 000 руб. — перечислен аванс перевозчику.

В момент получения транспортных накладных от перевозчика 12 августа 2004 года, свидетельствующих о доставке оборудования, поставщик делает следующие записи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

— 59 000 руб. — начислено вознаграждение за организацию доставки оборудования;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 9000 руб. — начислен НДС к уплате с суммы вознаграждения;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 9000 руб. — принят к вычету уплаченный в бюджет НДС с аванса.

Особенности налогообложения при оплате за третьих лиц

Доставку за поставщика оплачивает покупатель

В таком случае обязанность по доставке товара возложена на поставщика, а ее стоимость входит в цену товара, предъявляемую покупателю. Поставщик, обращаясь к покупателю с просьбой произвести оплату третьему лицу, обязуется зачесть эту сумму как частичное исполнение обязательств покупателя по оплате приобретаемого товара. Поэтому для поставщика сумма, выплаченная покупателем перевозчику, по существу является предоплатой. В налоговом учете при кассовом методе полученную таким образом предоплату поставщик включает в доход от реализации товара, при методе начисления — не включает. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

В целях признания расходов важно отметить следующее. Обоснованными для поставщика будут все расходы, которые возложены на него условиями договора поставки. Причем не имеет значения, производит оплату поставщик самостоятельно или поручает покупателю перечислить за него соответствующую сумму.

При исчислении НДС в части расчетов за транспортные услуги важно обратить внимание на такой момент. По общему правилу поставщик обязан увеличить налоговую базу на сумму полученных авансов (подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ). Но при оплате транспортных услуг деньги с расчетного счета покупателя поставщику не поступают. Следовательно, для поставщика платеж по его поручению с расчетного счета покупателя в адрес перевозчика не подпадает под формулировку «полученные авансы». В то же время на практике поставщики нередко начисляют и уплачивают НДС с выручки, полученной от подобных операций. Уплаченные в бюджет суммы НДС будут зачтены в счет предстоящих обязательств по уплате этого налога [5] .

При проведении взаиморасчетов поставщика с покупателем по договору поставки обязательства сторон будут погашены. После этого поставщик сможет принять к вычету НДС, уплаченный перевозчику в составе транспортных услуг.

ПРИМЕР 2

По условиям договора поставщик обязан доставить товар покупателю. Оплата товара производится в течение 10 дней с момента поступления его на склад покупателя. Стоимость товара составляет 2 360 000 руб. (в том числе НДС — 360 000 руб.).

Для доставки товара поставщик привлекает специализированную транспортную организацию, которая работает только при 100-процентной предоплате своих услуг. Стоимость услуг перевозчика составляет 236 000 руб. (включая НДС — 36 000 руб.).

У поставщика нет достаточных оборотных средств. Поэтому он обращается к покупателю с просьбой оплатить за него доставку, перечислив деньги на счет перевозчика. Покупатель произвел этот платеж 14 мая 2004 года. Передача товара перевозчику со склада поставщика (отгрузка) состоялась 24 мая 2004 года.

По факту поставки товара 10 июня 2004 года покупатель производит окончательный расчет с поставщиком в сумме 2 124 000 руб. (в том числе НДС — 324 000 руб.).

Налоговую базу по НДС поставщик определяет «по оплате». В целях налогообложения прибыли он исчисляет доходы и расходы по методу начисления. Рассмотрим, как отражаются указанные операции в налоговом и бухгалтерском учете поставщика.

Полученную предоплату (в виде платежа перевозчику) поставщик не отражает в налоговом учете. Доход от реализации товара в сумме 2 360 000 руб. возникнет у поставщика в момент реализации (передачи) покупателю товара.

НДС с суммы, полученной от реализации товара, поставщик начислит 10 июня 2004 года. То есть после того, как покупатель оплатит товар.

В бухгалтерском учете в момент оплаты покупателем транспортных услуг 14 мая 2004 года поставщик на основании полученных документов делает такую запись:

ДЕБЕТ 60 субсчет «Перевозчик» КРЕДИТ 76 субсчет «Транспортные услуги»

— 236 000 руб. — покупатель оплатил услуги перевозчика.

После отгрузки товара 24 мая 2004 года поставщик отражает в бухгалтерском учете его реализацию следующим образом:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

— 2 360 000 руб. — товар реализован покупателю;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 76 субсчет «Отложенный НДС»

— 360 000 руб. — отражен НДС с суммы, полученной от реализации товара.

После доставки товара покупателю 10 июня 2004 года поставщик на основании копий транспортных накладных отражает получение транспортных услуг:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60 субсчет «Перевозчик»

— 200 000 руб. — отражена стоимость услуг перевозчика;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 субсчет «Перевозчик»

— 36 000 руб. — учтен НДС, уплаченный в составе транспортных услуг.

После окончательной оплаты товара покупателем 10 июня 2004 года в бухгалтерском учете поставщика отражаются такие проводки:

ДЕБЕТ 76 субсчет «Транспортные услуги» КРЕДИТ 62

— 236 000 руб. — платеж перевозчику зачтен в счет оплаты товара;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

— 2 124 000 руб. — произведен окончательный расчет с покупателем;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Отложенный НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 360 000 руб. — начислен к уплате в бюджет НДС с суммы, полученной от реализации товара;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

— 36 000 руб. — принят к вычету НДС, оплаченный перевозчику.

Поставщик оплачивает доставку, которая является обязанностью покупателя

Оплата услуг перевозчика с использованием расчетного счета поставщика не изменит существа обязательств по договору перевозки. Стороной (заказчиком) по этому договору является покупатель. Для него транспортные расходы при наличии подтверждающих документов будут обоснованными. При кассовом методе покупатель сможет учесть эти затраты только после того, как возместит поставщику стоимость услуг перевозчика. При методе начисления покупатель признает расходы на транспортные услуги по факту их оказания, то есть в момент подписания акта приема-передачи товара в пункте его назначения.

Сумму НДС, уплаченную в стоимости услуг перевозчика, покупатель в любом случае сможет принять к вычету только после возмещения поставщику понесенных расходов. Только после этого будут соблюдены требования пункта 2 статьи 171 НК РФ, а именно сумма НДС, которую перевозчик предъявил к оплате, будет фактически оплачена покупателем.

[1] Подробнее о базисах поставки см. в статье И.И. Северской «Налогообложение при импорте товаров» // РНК, 2004, № 9. — Примеч. ред .

[2] См., в частности, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.02.2004 № А17-160А/5.

[3] Подробнее о передаче товара в целях исчисления НДС см. в статье Ю.А. Ничеева «Транзитная торговля: особенности налогообложения» // РНК, 2004, № 16. — Примеч. ред.

[4] О порядке налогового учета прямых транспортных расходов см. в статье А.А. Болтовской «Особенности учета транспортных расходов в торговле» // РНК, 2004, № 17. — Примеч. ред.

[5] Обратите внимание: если налоговые органы установят неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета при завышении налоговой базы, то организация может быть привлечена к налоговой ответственности по статье 120 НК РФ. На это указывает Минфин России в письме от 01.07.2004 № 07-02-14/160. — Примеч. ред .