Как оформить папку психолога

Оформление стенда психолога в детском саду и школе, папки-передвижки, материалы для уголка психолога

Одной из задач, решаемых педагогом-психологом в образовательном учреждении, является психологическое просвещение педагогов и родителей. Для этого педагогу-психологу как минимум раз в месяц необходимо обновлять информацию в «Уголке психолога» и на информационных стендах, выбирая наиболее интересные и актуальные темы. Чтобы заинтересовать родителей и педагогов, привлечь их внимание, материалы для оформления стендовой информации должны быть красивыми, яркими и эстетически привлекательными.

Предлагаем вам бесплатно скачать готовые папки-передвижки и другие материалы для оформления стендовой информации психолога в детском саду и школе.

Папки-передвижки и материалы для оформления стенда психолога в детском саду и школе

Будни школьного психолога

Как навести порядок в документах

Не секрет, что школьному психологу приходится вести большой объем документации: годовой план работы, отчет, результаты индивидуальных и групповых диагностик, программы коррекционных занятий, нормативные документы и законы, картотека тестовых методик…
Когда я только устроилась на работу, в наследство от предыдущего психолога мне достался большой шкаф с документами, много чего интересного было там. Тестовые бланки, рисунки детей; конспекты выступлений, циклограмма работы и тетради для коррекционных занятий… Однако не нашла я там самого главного — порядка. Разобраться и систематизировать информацию было очень трудно.
С тех пор, понабравшись опыта и следуя методическим указаниям по составлению пакета документов школьного психолога, я смогла выделить следующие принципы ведения документации

Необходимо приобрести 7 отдельных папок для следующих видов документации

  • Законодательно-правовые акты и нормативные документы
  • Тесты: описание тестов и сами бланки
  • Результаты диагностики учащихся
  • Психологическая подготовка к ЕГЭ и ГИА
  • Профориентация
  • Методические материалы: выступления на родительских собраниях и педсоветах, статьи
  • Коррекционные программы

Тесты и нормативные документы

1) Законодательно-правовые акты и нормативные документы обеспечивают юридическую базу деятельности педагога-психолога. В них входят Закон об образовании, функциональные обязанности педагога-психолога, график работы, годовой план и прочее. Данный пакет документов особенно важен в случае прохождения аттестации. Эксперт просматривает их наличие и, в случае если принят новый закон, обновление базы документов.

2) Тесты в папке целесообразно разделить на три части: тесты для начальной школы, средней и старшей.

3)Результаты диагностики могут быть как общие — групповая диагностика всего класса (профориентация, например), тогда на листе содержится список класса с результатами каждого и выводом; так и индивидуальные — на листе содержится характеристика учащегося, прилагается его тестовый бланк или рисунок. Поэтому стоит разделить файлы по принципу:

1класс — общее, 1 класс — индивидуальное;

2 класс- общее, 2 класс — индивидуальное;

3 класс — общее, 3 класс — индивидуальное и.т.д.

4)Подготовка к ЕГЭ и ГИА — конспекты занятий, тренинговые программы, тесты.

5)Профориентация — тесты, рекламные буклеты колледжей и институтов

6)Методические материалы — статьи для психологов, конспекты выступлений, полезная информация

7)Коррекционные программы — программы развивающих занятий, работы с трудными подростками и детьми в сложной жизненной ситуации, одарёнными детьми. Наличие и наполнение этой папки зависит от специфики школы — не везде требуют оформление коррекционных программ.

Помимо папок необходимо ежедневно вести учет работы за день в тетради по следующему принципу:

Подсказки начинающему педагогу-психологу в Центре игровой поддержки развития ребенка и других вариативных формах дошкольного образования

Не так давно на базе московских дошкольных учреждений появились вариативные формы дошкольного образования. Одним из таких структурных подразделений является Центр игровой поддержки ребенка, разработанный сотрудниками ЦПМСС “Лекотека” совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства МГППУ.

Концепция Центра игровой поддержки предполагает осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности. Кроме того, данное структурное подразделение призвано, если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких актуальных проблем в нашем социуме. Таких, как например, увеличение очередности в дошкольные образовательные учреждения, сокращение объема игровой деятельности детей в детских садах вследствие вытеснения ее учебной деятельностью, несовершенство системы по сопровождению семьи и обучение родителей игровым приемам в занятиях с детьми.

Для организации деятельности Центра, реализации его целей и основных задач в штатное расписание структурного подразделения непременно должен быть включен педагог-психолог.

Отмечено, что сегодня не хватает систематизированного теоретического и практического материала по работе педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение поднятой темы и на полное руководство по работе педагога-психолога в структурном подразделении. Наш обзор призван помочь начинающим молодым специалистам грамотно выстроить начальные этапы своей работы и наметить первые шаги на профессиональном поприще.

“Начинать любую работу стоит со сбора информации”.

Это своего рода подготовительный этап работы, важность которого невозможно переоценить. Не стоит жалеть времени на поиски необходимых данных, – они пригодятся, вне всякого сомнения. Информация нужна разнообразная и лучше с самого начала позаботиться о том, чтобы она была четко распределена и классифицирована. В соответствии с основными направлениями профессиональной деятельности, педагог-психолог создает свою базу данных, постоянно пополняя ее новой информацией. Например, папка под названием “Нормативная документация” включает в себя нормативно-правовую базу (приказы, положения, приложения к приказу, постановление СанПиН), нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога.

Блок “Мониторинг развития” содержит диагностический инструментарий (диагностические методики Стребелевой Е.А., Смирновой Е.О., Печоры К.Л., Роньжиной А.С., скрининг RCDI, тесты и опросники для работы с родителями и педагогами, стимульный материал для диагностического обследования, бланки обследования, протоколы, показатели возрастных норм развития, методические рекомендации).

Папка “Индивидуальный маршрут развития” включает в себя сетки и шаблоны планов индивидуальной работы, программы индивидуальной работы, бланки и листы индивидуальной работы, схемы внутреннего и внешнего образовательного маршрута, конспекты индивидуальных сеансов.

В папке “Развивающая и коррекционная работа” хранятся картотеки игр и упражнений, описания методов и методик развивающе-коррекционной работы, реестр технологий и пособий.

Раздел “Работа с родителями” включает конспекты консультаций для родителей, анкеты, бланки и опросники, рекомендации по результатам психологической диагностики ребенка, подборки литературы по проблемам развития, психологические тесты, информационные папки.

Раздел “Психопрофилактика и просвещение” содержит конспекты групповых консультаций, раздаточные информационные листы, презентации и стендовую информацию, повышающую психологическую компетентность участников педагогического процесса.

Блок “Организационно-методическая работа” включает график и циклограмму работы, перспективный план на год и календарные планы, программы (основная для образовательного учреждения и дополнительные для Центра), список детей на сопровождении, журнал учета проведенной работы, журнал групповой работы, аналитический, статистический отчеты, перечень используемых психологических методик, пакет документов на детей (психологическая карта ребенка, анкета, регистрационный лист, анамнез, протоколы проведенного обследования, заключения специалистов, индивидуально-ориентировочная программа), портфолию и архив.

Папка “Документация специалиста” содержит документы, которые заверяются руководителем образовательного учреждения: должностную инструкцию педагога-психолога, график и циклограмму работы, копию годового плана работы структурного подразделения, календарный план на месяц, аналитический и статистический отчет, журнал учета проведенной работы, годовой план работы педагога-психолога, списки детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения.

Часть материала может быть в распечатанном виде, а другая в электронном, но лучше, если у педагога-психолога она будет в наличии и в том и в другом варианте. Информация собирается из литературы по психологии и педагогике, из методической литературы и Интернет-ресурсов. Также существенную помощь могут оказать Интернет-сообщества, ассоциации практикующих специалистов и форумы, где можно получить краткую консультацию по вопросам содержания и организации профессиональной деятельности.

Данный вид профессиональной деятельности также относится к организационно-методической и аналитической деятельности. Он предполагает, что специалист планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи работы с участниками педагогического процесса, определяет методы, приемы и формы их достижения. А также, что педагог-психолог содержит в порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству рабочую документацию. Так, соответствующая папка “Документы педагога-психолога” включает в себя:

  1. должностные инструкции специалиста,
  2. график работы,
  3. циклограмму работы,
  4. перспективный план на год,
  5. план календарный (на месяц),
  6. программы (основная и дополнительные),
  7. список детей на сопровождении,
  8. журнал учета проведенной работы,
  9. журнал групповой работы,
  10. аналитический отчет за год,
  11. статистический отчет за год.
Ознакомьтесь так же:  Налог в сша на авто

Пакет документов на детей содержит: психологическую карту ребенка, анкету, регистрационный лист и анамнез, которые заполняет родитель, протоколы проведенного обследования, выписка из медицинской карты, справка из поликлиники (хранится у медсестры), договор с родителями, заключения специалистов (особенно психоневролога, невролога), а также индивидуально-ориентировочную программу или план работы с ребенком (Приложение 1).

“Формы работы педагога-психолога с детьми”.

Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы. План индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом цикл развивающих сеансов, имеющий свою динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Примерный алгоритм игрового сеанса представлен в приложении (Приложение 2). Индивидуальный игровой сеанс длится от 30 до 50 минут. Продолжительность зависит от возраста ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик. Длительность цикла индивидуальных игровых развивающих сеансов также может варьироваться от 6 сеансов до 12 игровых сеансов. При необходимости количество встреч увеличивается или ребенок берется на повторный цикл развивающих сеансов. Цикл сеансов сопровождается мониторингом детского развития. Кроме того, сформированные навыки и умения обязательно должны закрепляться дома, посредством специально организованных игровых сеансов самими родителями.

Групповая работа с детьми организовываемся из расчета 3–8 человек в подгруппе. Продолжительность группового сеанса составляет 1 час с обязательными перерывами между разными видами деятельности. Между разными видами деятельности обязательно делается перерывы по 5–10 мин. для отдыха и свободной игры по инициативе детей. Подробная схема группового игрового сеанса представлена в приложении (Приложение 3).

Игровые сеансы в Центре игровой поддержки ребенка проводятся в течение учебного года, то есть с сентября по май. Индивидуальные развивающие сеансы проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые 2–3 раза в неделю.

“Рабочее место педагога-психолога – это кабинет”.

Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания как со стороны самого специалиста, так и со стороны администрации. За материальную сторону ответственна администрация учреждения, что оговаривается при подписании договора о приеме педагога-психолога (как и других специалистов) на работу. Тем не менее, реальная ситуация финансирования часто способствует тому, что специалистам приходится заниматься самофинансированием. Такой вариант наиболее распространен в практике дошкольных учреждений и требует, кроме всего, временных и энергетических затрат работников. В таком случае считается справедливым то, что при уходе на иное место работы или при оформлении отпуска по уходу за ребенком, специалист забирает с собой все материалы, игровые средства и пособия, приобретенные за его счет (чеки от покупок желательно сохранять).

При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей. Оптимальным вариантом является наличие небольшого помещения, специально отведенного под кабинет педагога-психолога. Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых тонах). По возможности кабинет должен располагаться в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Близость к первым двум может препятствовать приходу и возникновению боязни, близость же к спортивному или музыкальному залу повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на устойчивости внимания клиента. Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего [2].

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая профессиональная зона – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги) [1]. Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

При поступлении молодого специалиста на работу необходимо обговорить с администрацией временные рамки адаптационного периода. Обычно он составляет 2–3 месяца. Это время предназначено для первичного поверхностного “погружения” специалиста в проблематику взаимоотношений в коллективе, налаживания контактов, знакомства с детьми и родителями, анализа запросов, изучения деятельности предшественника (если таковой был).

Каждый психолог, приходя в новый коллектив, сталкивается с рядом типичных для большинства его коллег проблем:

  1. Дезорганизующее чувство беспомощности. Выход: дать себе право на первые ошибки и, для начала, взяться за то, что получается лучше всего (заняться оснащением кабинета, сбором информации, провести диагностическое обследование развития детей в соответствии с планом);
  2. Вхождение в педагогический коллектив. Выход: первое время лучше занимать нейтрально-доброжелательную позицию, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги.
  3. Проблема “личностного” взросления. Выход: профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, взглядах на жизнь. Это не всегда его радует, но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть к этому готовым.
  4. Проблема налаживания контактов с детьми и родителями. Выход: не стоит ждать, когда родители начнут обращаться за психологической помощью, – как правило, этого не происходит, особенно если психолог молод и совсем недавно пришел в учреждение. Психолог сам должен позаботиться о своем профессиональном росте: вывесить стендовую информацию о себе, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей.
  5. Полное “погружение” в работу в ущерб личному времени. Выход: часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно администрации (и оно быстро к нему привыкает), но опасно для специалиста перегрузками и стрессами. Важно стараться следить за нарушением баланса между работой и личной жизнью.
  6. Критическое отношение к возрасту (наличию опыта) психолога со стороны педагогов и родителей. Выход: свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью и неопытностью. В этом случае лучший помощник – чувство юмора, ведь на такой аргумент можно оригинально ответить: “А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!” [2].

Кроме того, многое зависит от того, какую позицию занимает психолог в коллективе: “При руководителе”, “Самый умный”, “Сам по себе”, “Один из нас”, “Палочка-выручалочка”. Лучший вариант – придерживаться нейтрально-доброжелательной позиции, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги и отслеживать, когда происходит соскальзывание в какую-либо из вышеперечисленных позиций. Неоценимую помощь здесь может оказать независимый коллега-психолог, имеющий опыт работы и согласившийся выполнять роль временного супервизора, а также обсуждение сложных ситуаций со знакомыми практикующими психологами.

“Начинаем общение с родителями детей”.

Большую часть своего практического рабочего времени педагог-психолог проводит в системе “тройственного союза” – “Мать – Дитя – Специалист”. Поэтому особого внимания заслуживает проблема самопрезентации начинающего специалиста родителям детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Конечно, наилучший вариант – это когда нового специалиста представит кто-нибудь из педагогического коллектива, если же такой возможности нет, педагог-психолог представляется сам. Самопрезентация не должна быть слишком долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно обраться за консультацией. Специалист должен сам позаботиться о своем профессиональном росте и востребованности: вывесить стендовую информацию о себе, расклеить приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема. Стендовая информация, например, может быть такого содержания: “Уважаемые родители!

В Центре игровой поддержки ребенка “Солнышко” работает педагог-психолог Иванова Елена Владимировна. Специалист проводит развивающие игровые сеансы и психологические консультации по вопросам детского развития. Обратиться к специалисту можно в приемные часы…”

Далее следует указать удобное для приема время и номер кабинета. Еще один важный момент – это общение с родителями. Педагог-психолог может и сам выступать инициатором бесед, коротких диалогов, а в последствии, приглашать уже заинтересовавшихся родителей для более обстоятельного разговора по поднятой теме.

Также можно привлечь внимания родителей к своей профессиональной деятельности проведением лекториев, семинаров или групповых консультаций. Необходимо заранее оповестить родителей и педагогов о том, что вами запланирована лекция, а также разместить объявления такого рода: “Дорогие родители! Педагог-психолог ЦИПР Иванова Елена Владимировна проводит лекции и семинары по наиболее актуальным вопросам развития детей раннего возраста. Мы будем рады видеть Вас на наших семинарах!”

Ознакомьтесь так же:  Заявление о регистрации автомобиля образец 2019

“Какие игрушки выбирать для игровых сеансов?”

Теперь обратим внимание на необходимый набор игровых средств для работы с детьми, и на то, какими они должны быть. По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Поэтому игровые средства должны быть хорошего качества, естественных цветов и нести в себе развивающий потенциал. Перечислим развивающие свойства, которыми должны обладать игровые средства:

  • делимость – свойство, которое позволяет сформулировать на основе игрушек достаточно большое количество игровых упражнений и заданий;
  • ступенчатость – свойство, которое дает возможность создать на основе этих заданий “лесенку развития”, выстраивая задания в порядке возрастания их сложности;
  • интерактивность – свойство, которое препятствует неправильным действиям ребенка, показывая ему сделанные при выполнении задания ошибки;
  • открытость – свойство, стимулирующее творческую активность, побуждает придумывать все новые и новые способы применения игрушки.

Вот примерный набор игровых средств, который чаще всего используются нами в работе и которые мы рекомендуем включать в домашние занятия с детьми:

  • народные игрушки (матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка);
  • деревянные развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, шнуровки, наборы овощей, пазлы, доски Сегена, рамки, шкатулки, сортеры, конструкторы, волчки, дидактический счетный материал в виде фигурок и т.д.);
  • природные материалы (шишки, разнообразные орехи, скорлупа, каштаны, желуди, семена, ракушки, перья, песок, камни, вода, крупы, засушенные листья и т.д.);
  • бытовые предметы (вата хлопковая, лоскутки тканей, пуговицы, бусины, шкатулки и баночки);
  • пальчиковые бассейны (с различными наполнителями);
  • куклы и семьи животных (крупные и мелкие фигурки);
  • игровые модули для сюжетно-ролевых игр (кухня, набор для игры в доктора, повара, парикмахера и т.д.).

Комплект материалов по изобразительной деятельности на каждого ребенка включает в себя: альбом или папку белой бумаги (формата А4); цветной картон (набор); двустороннюю цветную бумагу; клей-карандаш и клей ПВА; простой карандаш; набор гуашевой краски (основные цвета); набор мягкого или воскового пластилина (мягкость – главное требование); ватные шарики или диски; ватные палочки; тонкую кисть с мягким ворсом и толстую кисть с жестким ворсом. Кроме того, необходимо также иметь комплекты развивающих пособий для работы с детьми раннего возраста и настольно-печатные игры.

В заключение перечислим еще некоторые важные моменты, которые тоже необходимо учесть начинающему специалисту в своей работе. Чтобы избежать рутины в ведении текущей документации, лучше заполнять журналы в конце каждого рабочего дня. В конце месяца останется только проанализировать эффективность работы. Это существенно сэкономит затраты сил и времени при написании статистического и аналитического годового отчета. Педагогу-психологу, кроме того, стоит присутствовать на игровых сеансах других специалистов Центра. В начале учебного года это позволит провести следящую диагностику развития детей, протекания адаптации, а также отследить динамику развития детей в течении всего учебного года. Составление конспектов игровых сеансов позволяют составить индивидуальный план или программу развивающей работы с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Это также существенно сэкономит силы и время, а при составлении индивидуального плана останется подобрать подходящие и соответствующие целям, конспекты. Алгоритм составления такого конспекта приведен в приложении (Приложение 4).

Подводя итог, скажем еще несколько слов о личности и качествах педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Работа с детьми раннего возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям, эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.

Документационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ

Ирина Марухнич
Документационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ

Основная нормативная документац ия, регламентирующая деятельность педагога-психолога:

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Положение о психологической службе в системе народного образования

О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации

Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения

Документация департамента на уровне области или края

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ.

Всю эту документацию можно найти в интернете, распечатать и оформить в папку «Нормативная документация»

Основная документа ция

Годовой план работы педагога-психолога

Циклограмма — график работы

Журнал учета рабочего времени

Реестр программ и методов используемых педагогом-психологом данного дошкольного учреждения

Вся эта документация утверждается на педсовете на начало учебного года. На ней я остановлюсь подробнее чуть позже.

Рабочие материалы

На каждую возрастную группу имею отдельную папку. На каждого ребенка в этой группе – файл. В каждом файле имеется карта-сведения на ребенка; адаптационные листы наблюдений за ребенком; протоколы диагностики, наблюдений, а также рисунки детей. Такая документация имеется на каждого ребенка, посещающего ДОУ.

Документация на детей, с которыми необходима развивающая или коррекционная работа, находится в отдельной папке – индивидуальной карте ребенка. Здесь на каждого ребенка имеется – запрос на индивидуальную работу с ребенком; согласие родителей или договор с родителями на проведение дополнительной коррекционной или развивающей работы; протоколы диагностики по проблеме; заключения по результатам диагностики; индивидуальные программы работы; листы проведения коррекционной работы; заключения по результатам проведенной контрольной диагностики; а также все продукты детской изо-деятельности.

Отдельно для групповой работы веду:

Журнал групповой диагностики

Табеля посещаемости занятий

Протоколы групповых наблюдений

Имею картотеки всех видов деятельности.

Например, основная папка называется «Картотека диагностических методик ». В ней находятся папки –скоросшиватели с различными видами диагностических методик:

Картотека № 1 – методики диагностики познавательного развития;

картотека № 2 – методики диагностики эмоциональных состояний;

картотека № 3 – методики готовности к школе и т. д.

В начале прилагается пояснительная записка, в которой даны рекомендации по проведению, возрастные рамки детей, а также цели и задачи диагностики.

В каждой папке каждая методика имеет номер. Это очень удобно для написания календарного плана. Так в плане я пишу: «Индивидуальная диагностика — картотека № 2 методика № 15», в примечании пишу имя ребенка и группу.

Таким образом, созданы картотеки развивающих и коррекционных занятий. Все имеет свой номер. В плане я пишу: «НОД № 14 картотека № 7», в примечании только указываю группу, с кем работа проводится.

Таким же образом оформлены картотеки игр. Имеются картотеки всех видов игр: пальчиковые, адаптационные, хороводные, театрализованные, ролевые, развивающие, коммуникативные. (Пишу — коммуникативные игры № 11, 14; картотека № 4 старшая группа).

Считаю такую форму организации работы очень удобной.

МК по изготовлению оформления для детского сада Добрый день, дорогие коллеги! Хочу поделиться своим опытом по изготовлению оформления для детского сада. Я предлагаю делать оформление.

Приглашаем в клуб. В нашем клубе мы предлагаем поделиться своим опытом, интересными находками в работе педагогов и совместном творчестве с детьми: фото детских.

Как оформить папку психолога

Кабинет психолога — специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также, это — часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.
Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка». Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.

Первое условие. Кабинет психолога удобней расположить на первом этаже, так как психологи принимают не только детей, посещающих учреждение, но и их родителей.

Второе условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется ввиду, два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы.
Третье условие: кабинет — это условное обозначение места работы психолога. Более правильно будет представить его как помещение, разделенное на три сферы деятельности, каждая из которых весьма специфична и по оснащению, и по функциональному назначению: диагностическая, коррекционная, релаксирующая.

Ознакомьтесь так же:  Прокат велосипедов залог

Специально оборудованный кабинет практического психолога (КПП) может функционировать на базе обычного кабинета учебно-воспитательного, образовательного учреждения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекции-онной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации и адаптации.

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 м, с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью. Максимальная громкость звучания записей — 30 дБ (приглушенная речь). Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Материально-техническое оснащение и организация пространства кабинета
Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение занятий в специально оборудованном помещении, которое должно отвечать соответствующим условиям и требованиям к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета:

Технические средства: видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр с набором видео и аудиокассет, компьютер, принтер, ксерокс, видеокамера.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Документация: В кабинете психолога должны стоять папки с необходимой документацией

Перечень документации

  1. Годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
  2. Журнал учета проведенной работы
  3. График работы
  4. Программы и методы психопрофилактической, диагнос-тической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы.
  5. Аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

Мебель:
рабочий стол психолога,
шкаф для пособий,
шкаф для техники,
рабочие места детей,
журнальный стол,
2-3 мягкие кресла или диван
стулья.
Дополнительные средства для дизайна интерьера: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками может служить стеллаж или композиция из цветов и растений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Отбор методического инструментария

Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы практического психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения практического психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.

1. Имеющийся арсенал методик в кабинете практического психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоус-тойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.

2. В кабинете практического психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии, в связи с этим необходимо разрабатывать отдельные диагностические методики в форме обучающего, формирующего эксперимента.

3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.

4. Поскольку психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику. В качестве экспресс-методик в условиях психологического кабинета целесообразно использовать так называемые функциональные пробы.

5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты практических психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.

Требования к методикам

Методики, которые формируют методическую базу кабинета практического психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
— должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
— должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);
— содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;
— методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;
— бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;
— методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.

Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал:
-мячи, игрушки, детские поделки,
-мягкие шары-кресла, строительные трансформеры и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.

Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Психолог школьного психологического кабинета несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Для оценки своей работы психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с учащимися разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.).
При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно обусловленную впечатлительность детской психики. Даже самый неискушенный в исследовании детского творчества родитель замечал, что после просмотра фильма дети рисуют, и лепят что-нибудь в соответствии с темой фильма. Таким способом они переживают только что полученные впечатления, производят работу по усвоению нового опыта. Поэтому не следует интерпретировать в каком-то особом смысле рисунок семьи, если после просмотра мультика про «Крокодила Гену и Чебурашку» ребенок нарисовал папу в виде крокодила [Шмелёв, 1999]. В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники.
В детской психодиагностике результаты диагностических процедур оказываются недостоверными еще и по той причине, что дети не всегда абсолютно правильно понимают смысл того, что от них требуется в методике. Речевое развитие детей до 12—13 лет не позволяет им однозначно понимать смысл многих инструкций и вопросов. Поэтому школьным психологам не следует чрезмерно увлекаться вербальными методиками, использующими речевой стимульный материал.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Одно из психологических средств воз­действия в ходе индивидуальных и групповых занятий в кабинете прак­тического психолога — специально подобранные музыкальные програм­мы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционального состояния организма человека. Так, варьируя музыкаль­ный фон, можно воздействовать на настроение, вызывать состояние покоя или возбуждения, управлять работоспособностью человека или уси­ливать релаксацию.

Обобщенные характеристики музыкальных произведений,
отражающих сходное эмоциональное состояние