Приказ минтранса ам-23-р

Содержание статьи:

Нормы расхода топлива на 2018 год

Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год — приказ Минтранса РФ в последней редакции.

С 1 января меняются нормы расходов ГСМ . Обновите нормы бензина, чтобы списать расходы без претензий контролеров. Для этого используйте новые нормативы Минтранса. Сверьтесь со статьей журнала «Упрощенка».

Норма расхода ГСМ на 2018

Для ведения учета ГСМ воспользуйтесь нашей программой Упрощенка 24/7. Она позволяет вести налоговый и бухгалтерский учет гюрючесмазочных материалов и готовит по ним первичные документы и отчетность в один клик. Возьмите пробный доступ к программе на 365 дней. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.

Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):

  • пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
  • пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.

Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье «Горюче-смазочные материалы».

Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:

  • базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
  • транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
  • автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
  • транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).

Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ

Базовая норма расхода ГСМ — рекомендуемый Минтрансом объем в 2018 году

Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.

Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:

  • сезонность (зимой расход повышается);
  • высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
  • качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
  • возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
  • другое.

Норма расхода топлива по маркам автомобилей

В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:

  • легковые машины;
  • автобусы;
  • грузовики;
  • тягачи;
  • самосвалы;
  • фургоны;
  • медтранспорт;
  • эвакуаторы;
  • спецтранспорт.

Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.

Далее каждая группа содержит нормы отдельно по конкретным моделям движимого имущества.

Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?

Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.

При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.

Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.

Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.

Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.

Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.

Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции

Также на нашем сайте в разделе «Документы» опубликован приказ о нормах ГСМ. База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.

Порядок расчета нормы расхода ГСМ в 2018 году

Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.

В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.

Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Ознакомьтесь так же:  Наследство военного пенсионера

Приложение
к распоряжению Минтранса РФ
от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р

Методические рекомендации
“Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте”

I. Общие положения

1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др.

3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.

При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

II. Нормы расхода топлив для автомобилей общего назначения

4. Нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлив на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм (в таблицы) не включен и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

— базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

— транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:

— автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса номинальная загрузка пассажиров;

— самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая загрузка самосвала (с коэффициентом 0,5);

— транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массы прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, — или с использованием точных расчетов, выполняемых по специальной программе-методике непосредственно для каждой конкретной марки, модификации и типа АТС.

Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».

Транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, приведенным в данном документе.

Нормы расхода топлив на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

— для бензиновых и дизельных автомобилей — в литрах бензина или дизтоплива;

— для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ) — в литрах СНГ из расчета 1 л бензина соответствует «1,32 л СНГ, не более» (рекомендуемая норма в пределах 1,22+-0,10 л СНГ к 1 л бензина, в зависимости от свойств пропан-бутановой смеси);

— для автомобилей, работающих на сжатом (компримированном) природном газе (СПГ) — в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1 л бензина соответствует 1+-0,1 куб. м СПГ (в зависимости от свойств природного газа);

— для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м с одновременным указанием нормы расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

5. Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях.

Работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны — от 5% до 20% (включительно — и далее по тексту для всех верхних предельных значений коэффициентов). Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в Приложении N 2.

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:

от 300 до 800 м — до 5% (нижнегорье);

от 801 до 2000 м — до 10% (среднегорье);

от 2001 до 3000 м — до 15% (высокогорье);

свыше 3000 м — до 20% (высокогорье).

Работа автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий со сложным планом (вне пределов городов и пригородных зон), где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500) — до 10%, на дорогах общего пользования 1V и V категорий — до 30%.

Работа автотранспорта в городах с населением:

свыше 3 млн. человек — до 25%;

от 1 до 3 млн. человек — до 20%;

от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;

от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;

до 100 тыс. человек в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

Работа автотранспорта, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутные таксомоторы-автобусы, грузо-пассажирские и грузовые автомобили малого класса, автомобили типа пикап, универсал и т.п., включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при наличии в среднем более чем одной остановки на 1 км пробега; при этом остановки у светофоров, перекрестков и переездов не учитываются) — до 10%.

Перевозка нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движение в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях — с пониженной средней скоростью движения автомобилей 20-40 км/ч — до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%.

При обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта, (пробег определяется производителем техники) — до 10%.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить лицензию на оказание услуг

При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной — до 10%; при перегоне — буксировке автомобилей в спаренном состоянии — до 15%, при перегоне — буксировке в строенном состоянии — до 20%.

Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км — до 5%; более 8 лет с общим пробегом более 150 тыс.км — до 10%.

При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия — до 10%.

При работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.д.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании, на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п.- до 20%.

При работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: для АТС в снаряженном состоянии без груза — до 20%, для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля — до 40%.

При работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий — до 35%, для дорог IV и V категорий — до 50%.

При учебной езде на дорогах общего пользования — до 20%; при учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом — до 40%.

При использовании кондиционера или установки «климат-контроль» при движении автомобиля — до 7% от базовой нормы.

При использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

При простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем — до 10% от базовой нормы за один час простоя.

В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5.С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.

Допускается на основании приказа руководителя предприятия или распоряжения руководства местной администрации:

— на внутригаражные разъезды и технические надобности автотранспортных предприятий (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателей и других агрегатов автомобилей после ремонта и т.п.) увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества, потребляемого данным предприятием (с обоснованием и учетом фактического количества единиц АТС, используемых на этих работах);

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью (с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колесной формулы, кузова) и не отличающихся от базовой модели собственной массой, устанавливать базовую норму расхода топлив в тех же размерах, что и для базовой модели;

— для марок и модификаций автомобилей, не имеющих перечисленных выше конструктивных изменений, но отличающихся от базовой модели только собственной массой (при установке фургонов, кунгов, тентов, дополнительного оборудования, бронировании и т.д.), нормы расхода топлив могут определяться:

на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля с увеличением (уменьшением) из расчета до 2 л/100 км для автомобилей с бензиновыми двигателями, из расчета до 1,3 л/100 км — с дизельными двигателями, из расчета до 2,64 л/100 км для автомобилей, работающих на сжиженном газе, из расчета до 2 куб. м/100 км для автомобилей, работающих на сжатом природном газе; при газодизельном процессе двигателя ориентировочно до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л/100 км дизельного топлива, из расчета на каждую тонну изменения собственной массы автомобиля.

6. Норма расхода топлив может снижаться.

При работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м) — до 15%.

В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

В дополнение к нормированному расходу газа допускается расходование бензина или дизтоплива для газобаллонных автомобилей в следующих случаях:

— для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий — до 5 л жидкого топлива на один газобаллонный автомобиль;

— для запуска и работы двигателя газобаллонного автомобиля — до 20 л жидкого топлива в месяц на один автомобиль в летний и весенне-осенний сезоны, в зимнее время дополнительно учитываются зимние надбавки согласно Приложению N 2;

— на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — до 25% от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых автомобилей.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного, природного и климатического характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов (надбавок) к нормам расхода топлив по распоряжению руководства местных администраций регионов и других ведомств — при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России.

На период действия данного документа для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

7. Легковые автомобили

Для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Минтранс России обновил нормы расхода топлива для организаций

Минтранс России издал распоряжение от 06.04.2018 № НА-51-р, которым изменил нормы расхода топлива для организаций. Изменения в нормах расхода топлива связаны с расширением перечня автомобилей. В действующие Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р были включены марки автомобилей, которых там раньше не было:

  • Lada Granta,
  • Priora,
  • Vesta;
  • УАЗ-Patriot;
  • автобусы ГАЗ, МАЗ, ПАЗ;
  • ГАЗон Next C41R11

Кроме того, в методичку внесены дополнительные повышающие коэффициенты к нормам списания ГСМ для крупных городов.

Какие нормы расхода ГСМ должны применять организации

Сразу отметим, что при расчете налогов организации и ИП не обязаны руководствоваться нормами, рекомендованными Минтрансом. Можно разработать и свои нормы необязательно. Но если организация решила руководствоваться именно нормами Минтранса, учитывая расходы по налогу на прибыль или на УСН, то изменения необходимо принять во внимание. А также обновить документы и учетную политику, при необходимости. В частности, нужно нужно издать обновленный приказ директора о нормах расхода топлива. В этом документе нужно сослаться на новое распоряжение Минтранса.

Ознакомьтесь так же:  Какой штраф за проживания без прописки

В приказе необходимо указать все марки транспортных средств на балансе компании и рассчитать для них лимиты расхода ГСМ. Сделать это удобнее в виде таблицы. Пр этом летние и зимние нормсы расхода топлива можно утвердить одним приказом. Для этого этого в нем должны быть указаны точные даты, с которых списывать топливо нужно по летним или зиммним нормативам.

Новый перечень автомобилей, по которым Минтранс разработал нормы расхода ГСМ также приведен в виде таблицы. Он выглядит так:

Минтранс изменил нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте

Министерство транспорта утвердило нормы расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок легковых автомобилей, автобусов, тягачей и других видов транспорта, выпущенных с 2008 года. Кроме того, скорректированы условия, при которых нормы расхода топлива могут повышаться или снижаться. Соответствующие изменения в распоряжение Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р утверждены распоряжением от 14.07.15 № НА-80-р*.

Обновленные методические рекомендации (они действуют с 14 июля) дополнены новыми моделями транспортных средств. Среди них:
— легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
— легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
— автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
— автобусы зарубежные выпуска с 2008 года;
— грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
— грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
— тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года и другие виды транспорта.

Кроме того, скорректированы повышающие коэффициенты к нормам при эксплуатации автотранспорта в городах-миллионниках. Так, нормы расхода топлива увеличиваются в населенных пунктах с численностью от 1 млн. до 5 млн. человек до 25%, а в городах с населением более 5 млн. человек — до 35%. Ранее для городов с численностью населения от 1 млн. до 3 млн. человек применялся коэффициент 20%, а свыше 3 млн. — 25%. Для населенных пунктов с меньшей численностью населения повышающие коэффициенты остались прежними: от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%; от 100 до 250 тыс. человек — до 10%; до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.

Напомним, что данные нормы для ГСМ предназначены для определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т д. Указанными нормами Минфин рекомендует также руководствоваться при списании расходов на ГСМ. Однако в финансовом ведомстве признают, что учитывать расходы на ГСМ в пределах лимитов, утвержденных распоряжением Минтранса, — это право, а не обязанность налогоплательщика. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованного бензина (см. «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»).

Также в комментируемом распоряжении оговорено, что для автомобильной техники, на которую нормы расхода топлива не утверждены, «по решению юрлица или индивидуального предпринимателя могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 распоряжения Минтранса № АМ-23-р).

* Название документа — «О внесении изменений в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.08 № АМ-23-р».

Уточнен порядок расчета норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте

Для целей расчета норм расхода топлива в «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» включены отдельные модели транспортных средств, в том числе:

  • легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
  • легковые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года;
  • автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года;
  • автобусы зарубежные выпуска с 2008 года;
  • грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года и др.

Приведены значения зимних надбавок к нормам расхода топлив в части, касающейся Крымского федерального округа.

Уточнены условия повышения норм расхода топлив, а также условия, при которых нормы расхода топлив могут снижаться.

Исключены рекомендации по сезонному применению автомобильных бензинов для регионов РФ и рекомендации по сезонному применению дизельных топлив для регионов РФ.

Напомним, что указанные Нормы были утверждены для целей бухгалтерского учета расходов на топливо в организациях автомобильного транспорта в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 N 153. Согласно пункту 40 данной Инструкции расходы на топливо для автотранспортных средств должны включаться в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах данных норм.

Расчет норматива расхода топлива

Если у организации есть транспортные средства, затраты на ГСМ по ним будут составлять одну из статей расходов. И организации необходимо будет вести учет приобретения и расходования ГСМ. Действующее налоговое законодательство не требует, чтобы коммерческие организации устанавливали нормативы расхода топлива автомобилей. А утвержденные Минтрансом нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Распоряжение Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р ) для таких организаций не обязательны (Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 , от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 ). В то же время, во избежание претензий со стороны контролирующих органов, а также в целях повышения контроля и ответственности водителей за расходование ГСМ, организации могут производить расчет нормативов расхода топлива. Такой расчет, как правило, производится на основании Методических рекомендаций Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р и оформляется, к примеру, актом контрольного замера расхода топлива.

Итоги расчетов на основе нормативов расхода топлива по Минтрансу в 2018 году можно оформить в виде приказа.

Определяем нормативы расхода топлива автомобилей 2018

Каким образом организация оформит расчет норматива расхода топлива, она решает сама. К примеру, в акте контрольного замера топлива, составляемого специально созданной для этих целей комиссией, можно указать:

  • маршрут, при движении по которому производился расчет, и пройденный километраж;
  • объем топлива в баке автомобиля, а также показания одометра на начало замера и к его окончанию.

Кроме того, организация может дополнительно установить повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от конкретных условий (время года, состояние дорог, наличие пробок и проч.). Если организация решит учитывать в целях налогообложения расходы на ГСМ лишь в пределах нормативов, для снижения трудоемкости расчета «налоговой» величины израсходованного топлива его норму целесообразно установить с учетом всех возможных повышающих коэффициентов. Следовательно, нормы расхода ГСМ по одному и тому же автомобилю будут различаться лишь по условным сезонам («зима» или «лето»).

Приведем пример акта, которым можно оформить расчет норматива расхода топлива автомобиля:

РАСПОРЯЖЕНИЕ Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ «НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342) и в целях реализации приказа Министерства транспорта от 24.06.2003 г. N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г., регистрационный N 4916):

Ввести в действие методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Заместитель Министра
А.С.МИШАРИН

Приложение
к Распоряжению Минтранса РФ
от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р