Требования к личности педагога ответ

27.6. Профессиональные требования к личности педагога

Успешное решение задач национального воспитания напрямую связано с совершенствованием подготовки педагогов, их профессионального мастерства, эрудиции и культуры. Ни одна другая профессия не ставит таких требований к человеку, как профессия педагога, учителя, воспитателя. Педагог обязан быть яркой, неповторимой личностью, носителем общечеловеческих ценностей, глубоких и разнообразных знаний, высокой культуры; стремиться к воплощению в себе человеческого идеала.

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду у объективных судей — своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его морального облика. Требования к учителю — это императивная система профессиональных качеств, которые определяют успешность педагогической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность лишь наполовину построена на рациональных технологиях, вторая ее половина — искусство. Поэтому первое требование к профессиональному педагогу — наличие педагогических способностей. При этом возникает вопрос: существуют специальные педагогические способности? Известные знатоки педагогического труда дают положительный ответ.

Вопрос о педагогических способностях находится в стадии разработки. Педагогические способности — это качества личности, интегрировано выражаются в наклонах к работе с детьми, любви к детям, получение удовольствия от общения с ними. Выделены основные группы способностей.

1. Организаторские. Оказываются в умении учителя сплотить учеников, привлечь их к труду, распределять обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.

2. Дидактические. Конкретные умение подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т.д.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные способности, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности, которые проявляются в умении учителя осуществлять эмоциональное воздействие на учащихся.

6. Исследовательские способности проявляются в умении узнавать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные способности предусматривают усвоение научных знаний в своей области.

Научные исследования последних лет показали «ведущие» и «вспомогательные» способности. К ведущим относятся: педагогическая бдительность (наблюдательность), дидактические, организаторские, экспрессивные, остальные может быть отнесена к вспомогательных.

Многие специалисты разделяют мнение о том, что отсутствие ярко выраженных способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, систематической и постоянной работы над собой.

Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны признать важной предпосылкой овладения педагогической профессией, однако не решающим профессиональным качеством. Сколько кандидатов в учителя, имея блестящие задатки, так и не стали педагогами, и сколько поначалу казалось бы малоспособных окрепли, вознеслись к вершинам педагогического мастерства. Педагог — это всегда великий труженик.

Поэтому важнейшими профессиональными качествами педагога должны быть признаны: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, умение определить цель, выбрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, ответственность стремление постоянно повышать качество своего труда.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую значимость приобретают человеческие качестве педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. К этим качествам относятся: человечность, доброта, терпение, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и ряд других.

Обязательное для учителя качество — гуманизм, то есть отношение к развивающей личности как к высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Гуманные отношения складываются из интереса к личности ученика, из сострадания к ученику, помощи ученику, уважения к его мнению, личностей его развития, с высокой требовательности к его учебной деятельности, заботы о развитии его личности. Учащиеся видят эти проявления и сначала подражают их бессознательно, а затем постепенно приобретают опыт гуманного отношения к людям.

Учитель — это всегда активная, творческая личность. Он является организатором повседневной жизни школьников. Возбуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности принадлежит решающее значение. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному решению любых ситуаций. Педагог — близкий и доступный образец для подражания, что побуждает учеников следить за ним, равняться на него.

Профессионально необходимыми качествами учителя является выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже в самые-неожиданнее обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности ученики не должны чувствовать и видеть. Еще А.С.Макаренко отмечал, что учитель без тормоза — испорченная, неуправляемая машина. Это нужно помнить всегда, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до оскорблений на учащихся, не нервничать из мелочей.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий чувствовать состояние учащихся, их настроение, своевременно прийти на помощь тем, кто больше всего нуждается. Естественное состояние педагога — профессиональная забота настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающих поколений.

Неотъемлемая профессиональная черта учителя — справедливость. По роду своей деятельности учитель должен систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому необходимо, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. Именно эти суждения свидетельствуют об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет моральный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Предвзятость, субъективизм учителя очень вредят делу воспитания. Воспринимая учеников сквозь призму собственных оценок, необъективный педагог становится пленником схем и указаний. К обострению отношений, конфликта, невоспитанности, сломанной судьбы — рукой подать.

Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования должен предъявлять учитель, прежде всего, к себе, потому что нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающей личности.

Воспитателю должно быть присуще чувство юмора. В его арсенале шутка, пословицы, удачный афоризм, улыбка — все это позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.

Отдельно нужно остановиться на такте педагога как особого рода умение строить свои отношения с воспитанниками.

Педагогический такт — это соблюдение чувства меры в отношениях с воспитанниками. Такт — это концентрированное выражение ума, чувств и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта является уважение к воспитаннику. Понимание своих воспитанников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.

Личностные качества в учительской профессии неразделимы с профессиональными. К последним обычно относят приобретенные в процессе профессиональной подготовки и связанные с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения ^ риторские искусство и другие качества.

Увлечение наукой — обязательное учительская качество. Научный интерес помогает учителю формировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить учеников видеть связь своей науки с общими процессами человеческого развития.

Ознакомьтесь так же:  Договор ренты на практике

Любовь к своей профессиональной работы — качество, без которого не может быть педагога. Составляющими этого качества является добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.

Особенность современного учителя, воспитателя в значительной степени определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть и носителем высокой индивидуальной культуры. Учитель всегда является наглядным образцом для учеников, своеобразным эталоном поступков и поведения.

Идеальный педагог должен обладать следующими качествами:

Специалист — знание педагогической теории, владение педагогическим мастерством, знание психологии, владение технологиями обучения и воспитания, умение рационально организовать труд, любовь к делу, любовь к ученикам, вера в человека, педагогические способности, общая эрудиция, терпеливость, оптимизм, эмпатия, выдержка, находчивость, скорость и точность реакции, душевная щедрость, эмоциональная уравновешенность, понимание детей, желание работать с детьми, ясность и убедительность речи, требовательность, тактичность, самообладание, справедливость, организаторские способности, общительность, умение слушать.

Работник — умение определять цель и достичь ее, распределять время, систематическое и планомерное повышение квалификации, направленность на повышение производительности труда, способности к творчеству, всесторонняя образованность, умный оптимизм, умеренный скептицизм, желание трудиться, преданность делу, умение работать в коллективе, настойчивость, дисциплинированность, ответственность, активность, ориентация в производственных ситуациях, умение распределять работу, готовность нести ответственность.

Человек — высокие моральные качества, активное участие в общественной жизни, активная жизненная позиция, личный пример в семье во всем, уважение к законам государства, национальное достоинство, патриотизм, готовность к защите Украины, крепкое здоровье, здоровый образ жизни, гуманизм , духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своего действия.

Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка — 13 ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Основой профессионализма учителя является научно-теоретическая и практическая компетентность. Содержание профессиональной готовности можно отразить в профессиограм-ме, которая отражает инвариантные, идеальные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. В настоящее время действуют три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга, объединяющих в себе профессиональные требования к учителю:

1) общегражданские качества;

2) качества, которые определяют специфику профессии учителя;

3) специальные знания, умения и навыки по специальности.

В. А. Крутецкий к качествам, определяющим специфику профессии учителя, относит дидактические, академические, коммуникативные способности, педагогическое воображение испособность к распределению внимания.

А. И. Щербаков в числе наиболее важных педагогических способностей определяет дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он считает, что в личностной структуре учителя должны присутствовать общегражданские качества, социально-перцептивные, нравственно-психологические, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки. К последним он относит:

1) общепедагогические (информационные, мобилизационные, ориентационные, развивающие);

2) общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские);

3) коммуникативные (общение с людьми разных возрастов);

4) самообразовательные (обобщение своих знаний и их применение на практике при решении педагогических задач и усвоении новой информации).

Цель педагогического образования заключается в постоянном общем и профессиональном развитии учителя, характеристиками которого являются:

1) высокая гражданская ответственность и социальная активность;

2) хорошее отношение к детям;

3) высокий уровень духовной культуры, коммуникабельность;

4) высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, креативность мышления;

5) склонность к самообразованию и готовность к нему;

6) физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность. Современный учитель должен располагать

сведениями о ее возможностях для решения социально-экономических, производственных и культурных задач, должен постоянно обновлять свои знания, быть в курсе последних исследований, открытий, теорий, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общим параметром познавательной направленности личности учителя является диалектичность, которая проявляется в умении в каждом явлении выявлять противоречия.

1)Общая характеристика профессионально-педагогической специальности.

Ян Амос Коменский (1592-1670)Труд «Великая дидактика

Особенности пед. Профессии

Гуманизм — выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни.

Помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу и соучастие

Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Процесс решения творческих задач в меняющихся обстоятельствах

Коллективный характер труда Результат работы зависит от других преподавателей, семьи, психологического климата в коллективе и уровня сотрудничества преподавателей и др.

Профессионально – педагогическая специальность (ППО)

В сфере образования — категория, характеризующая направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении.

В сфере труда — категория, характеризующая особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов

Требования к подготовке специалистов

Преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин

Мастеров производственного обучения

— Организует и проводит теоретическое обучение по общеобразовательным и специальным учебным предметам;

Организует и проводит учебно-воспитательную работу: профессионально ориентирует молодежь, воспитывает и развивает профессионально важные и значимые качества личности, организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования;

Осуществляет организационно-методическую деятельность в учебных заведениях;

Разрабатывает учебно-методическую документацию;

Принимает активное участие в оснащении и развитии материальной базы учебного заведения;

Принимает активное участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального.

2)Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире

Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями.

Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.

Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).

Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.)

Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).

Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач).

Организационные (работа с людьми).

Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).

Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.)

Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»).

3) А) Ответьте на вопрос: Какую взаимосвязь имеют понятия «программа» и «проектирование»? Каким образом взаимодействуют данные понятия? Ответ обоснуйте.

Б)Опишите структуру педагогической деятельности. (Схема или таблица). (2-3шт)

Педагогика- это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Профессионально-педагогическая деятельность -это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты.

Духовная и практическая

Репродуктивная и творческая

Индивидуальная и коллективная

Цел п п д : обучение профессии и профессиональное развитие обучаемых

Объекты педагогической деятельности : воспитательная среда ;

их индивидуальные особенности.

формирование воспитательной среды;

организация деятельности воспитанников;

создание воспитательного коллектива;

развитие индивидуальных качеств личности.

Организаторская и гностическая (исследовательская).

Функции проф. Пед. Деят.:

Обучающая функция формировании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков.

Воспитывающая функция социально-профессиональное воспитание учащихся

Развивающая функция психическое развитие личности учащихся

Производственно-технологическая функция заключается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения.

Организаторская функция осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся

2) Теоретические основы педагогического проектирования.

В современном прочтении проектирование – «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». В соответствие с этим педагогическое проектирование понимается как – практико-ориентированная деятельность; процесс создания и реализации педагогического проекта; новая развивающаяся область знаний; технология обучения; специфический способ развития личности; научное направление педагогики; способ нормирования.

Ознакомьтесь так же:  Совет федерации рф федеральные законы принимает

Центральное понятие – «педагогический проект». Рассмотрение таких категорий и понятий как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и других производных. Это необходимо не только для показа многообразия терминологии, но главное для умения правильно ей воспользоваться. Проектная деятельность тесно связана с понятиями – «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

Проектная культура. Проектная деятельность носит ярко выраженный социальный характер. Поэтому необходимо рассмотрение педагогической сущности проектирования.

Основные функции проектной деятельности – исследовательская, прогностическая, преобразующая, нормирующая, конструктивная.

В современном образовании развиваются три основных вида проектирования – социально-педагогическое проектирование, психолого-педагогическое проектирование, образовательное проектирование. Каждый вид основывается на своей позиции анализа и построения проекта в сфере образования: социокультурной, психолого-педагогической, образовательной. Понятие «педагогическое проектирование» рассматриваем как собирательное, объединяющие все виды проектной деятельности. оно осуществляется в педагогических целях или их результат имеет педагогические последствия.

В зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом и процессуальном уровнях. Рассматриваем соотношение данных уровне и видов педагогического проектирования. А также их взаимосвязь.

Общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования — принципы проектной деятельности. Рассматриваем подробно – принцип гностичности, принцип пошаговости, принцип нормирования, принцип обратной связи, принцип продуктивности, принцип культурной аналогии, принцип саморазвития.

Успешная организация проектной деятельности связана с рядом требований: требование контекстности; учет многообразияпотребностей всех заинтересованных сторон; требование активности участников проектирования; требование реалистичности; требование управляемости

3)А) Известно, что критерий — в переводе с греческого «признак, на основании кото¬рого производится оценка чего-либо». По каким характеристикам можно оценить проект?

Основными критериями отбора проектов являются:

• новизна и актуальность идеи;

• план реализации проекта;

• инвестиционная привлекательность проекта;

• наличие квалифицированной команды, реализующей проект;

• наличие позитивной динамики в развитии стартапа с момента государственной регистрации;

• социально-экономическое значение результатов проекта для конкретного региона (количество новых рабочих мест, увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, привлечение молодежи к инновационной деятельности);

Б) Напишите мини-сочинение на тему «Что обусловливает возрастание роли преподавателя в современном обществе?» (объемом не менее 2000 символов)

Личность педагога профессионального обучения

Личность педагога профессионального обучения

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает.

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентации могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к людям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность.

Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности. На первом курсе среди профессионально важных качеств педагога студенты, в первую очередь, называют именно справедливость.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное — хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.

Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда.

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

экстремальная компетентность — способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

Ознакомьтесь так же:  Материально-правового требования в г.к.

гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

идеологические умения — социально-значимые умения проведения политико-воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

дидактические умения — общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

организационно-методические умения — умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

коммуникативно-режиссерские умения — общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры;

прогностические умения — общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

организационно-педагогические умения — общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

общепрофессиональные умения — умения чтения и составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно-графических работ, определения экономических показателей производства;

конструктивные умения — интегративные умения разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

технологические умения — количественные умения анализа производственных ситуаций, планирования, рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;

производственно-операционные умения — общетрудовые умения по смежным профессиям;

специальные умения — узкопрофессиональные умения в рамках какой-либо одной отрасли производства.

Профессионально важные качества

Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Логическое мышление отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.

Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.

В профессиограмму педагога входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально делаемых характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на деятельность.

Способность не теряться в экстремальных ситуациях для педагога очень важна, особенно для мастера производственного обучения. Это обусловлено характером профессиональной деятельности, в ходе которой могут возникнуть неожиданные ситуации.

К педагогически важным качествам относятся также целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических целей и уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Педагог должен обладать обаянием, т.е. соединять в себе сплав духовности, привлекательности и вкуса. Внешний вид педагога должен быть эстетически выразительным. И прическа, и костюм, и украшения в одежде педагога должны способствовать формированию личности обучающегося. Во всем должно быть соблюдено чувство меры.

Гуманизм подразумевает стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь обучающимся в их личностном развитии. Оно подразумевает отношение к человеку как высшей ценности на земле и выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Душевная чуткость в характере педагога позволяет ему чувствовать состояние обучающихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние преподавателя — профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих воспитанников. Он осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Преподаватель должен обладать педагогическим оптимизмом, верить в творческие возможности каждого обучающегося.

Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Веселый педагог обучает лучше угрюмого, т.к. в его арсенале — шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка, что создает в группе дружеский эмоциональный фон.

Личность современного преподавателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог должен быть носителем высокой личной культуры, т.к. он всегда является наглядным образцом для обучающихся.

Профессионально значимые качества личности педагога, как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон жизни, существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Психофизиологические свойства личности

В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характеризующие особенности психофизиологической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темперамента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от своеобразия процессов возбуждения и торможения. К таким свойствам относятся зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюдательность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.

Экстраверсия — обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.

Высокая эмоциональность проявляется в ярко выраженной демонстрации эмоций, суждений, понимании и проявляемом сочувствии к переживаниям учащихся. Развитое образное ощущение мира дает возможность педагогу создавать образ ситуации, задачи, легко придумывать знаки и символы явлений, без труда соединять, казалось бы, несоединимые вещи.

Кроме того, одним из педагогически значимых индивидуально-психологических свойств является ригидность, проявляющаяся как привязанность к однотипным способам действия и восприятия или относительная неспособность изменить действие или отношение, когда этого требуют объективные условия.

Педагогически значимым является такое свойство, как эмоциональная устойчивость. Данное свойство характеризует степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому настроению, раздражительности. Постоянное психическое напряжение отрицательно сказывается на продуктивности педагогической деятельности.

Большое значение имеет внимание. Умение контролировать внимание, переключать его по своей воле необходимо педагогу. Важно уметь не только концентрировать внимание на объектах, но и распределять внимание между двумя или несколькими плоскостями, держать в поле внимания всех обучающихся, реагировать на признаки утомления, непонимания, а также следить за своим поведением.

— состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, венегативными расстройствами

С понятием внимания тесно связано понятие наблюдательности. Педагогическая наблюдательность — это прежде всего способность проникать во внутренний мир человека, стремление понять и эмоционально пережить происходящее, проявление интереса к окружающей действительности.

Глазомер и зрительно-двигательная координация особенно важны для педагога профессионального обучения, которому приходится работать с измерительными приборами, станками, промышленным оборудованием, аппаратами, автомобилями и т.д., где нужны точность и четкость движений, четкая координация движений, быстрота реакции.

Интеграция также играет важную роль в педагогической деятельности. В педагогической действительности многообразие и неповторимость ситуации, очень большое число факторов, влияющих на результат, неполнота и приблизительность информации, которой располагает педагог, ограниченность времени для поиска и принятия решения делают подчас точный расчет просто невозможным, и интуитивное предвосхищение результатов оказывается в этих условиях даже точнее логических выкладок. Интуиция, своеобразное педагогическое чутье с успехом заменяют опытному преподавателю логические рассуждения, позволяют с ходу увидеть правильное решение. Интуиция помогает педагогу находить нужные приемы в самом процессе педагогической деятельности и ведет к способности прогнозировать результаты деятельности.