Госпошлина налоговый учет недвижимость

Содержание статьи:

28 Апреля 2016 Расходы на госпошлину при покупке недвижимости в налоговом учете

Необходимость отражения или неотражения расходов по уплате госпошлины в первоначальной стоимости недвижимого имущества зависит от конкретной ситуации и вида приобретаемого объекта. При этом в учетной политике лучше закрепить обе возможности учета.

Компании нередко сталкиваются в своей производственной деятельности с моментом, когда необходимо приобрести и, соответственно, оформить в собственность ту или иную недвижимость. С гражданско-правовой точки зрения такие операции обычно не вызывают трудностей. А вот с точки зрения налогового учета имеется спорный вопрос: как и когда отражать расходы на госпошлину, уплачиваемую при приобретении недвижимого имущества? Ни Налоговый кодекс, ни другие нормативно-правовые акты не регулируют его до конца.

Обязанность регистрации права собственности на приобретаемую недвижимость закреплена законодательно (п. 1 ст. 131 ГК РФ; п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ). Государственная пошлина, являющаяся по своей сути федеральным сбором, служит платой за регистрацию данного права и составляет для организаций 22 000 рублей (п. 10 ст. 13, ст. 333.16, 333.17, подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Компании уплачивают ее либо до подачи заявления на регистрацию в бумажной форме, либо после подачи заявления в электронной форме (подп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Первоначальная стоимость приобретаемого недвижимого имущества (основного средства) складывается из всех расходов на его приобретение и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (пп 1, 2 ст. 257 НК РФ). Измениться первоначальная стоимость таких объектов может лишь в исключительных случаях:

  • достройки,
  • дооборудования,
  • реконструкции,
  • модернизации,
  • технического перевооружения,
  • частичной ликвидации.

Когда расходы на госпошлину не включают в первоначальную стоимость

Обычно на практике, компания приобретает «простое» недвижимое имущество и, уже начав им активно пользоваться, занимается регистрационными действиями, в частности, оплачивает государственную пошлину. При этом первоначальная стоимость объекта уже сформирована и он пригоден для использования. В таких случаях нельзя говорить о том, что госпошлина является расходом на приобретение имущества. Ее следует учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Рассмотрим на примере.

ПРИМЕР
Компания в июле 2015 г. приобрела земельный участок и расположенное на нем здание. Сразу же с момента покупки она начала пользоваться данным имуществом в своей производственной деятельности. Однако документы на государственную регистрацию права на недвижимое имущество компания подала только в сентябре 2015 г. Государственная пошлина была также заплачена только в сентябре.
В таком случае государственная пошлина как федеральный сбор будет учитываться в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) и, согласно положению п. 1 ст. 257 НК РФ, не будет включаться в первоначальную стоимость основного средства. При этом ее сумма будет признана расходом на дату начисления, то есть на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Когда расходы по оплате госпошлины включают в первоначальную стоимость

На практике также встречаются случаи, когда использование объекта недвижимости невозможно без прохождения процесса государственной регистрации и, соответственно, уплаты государственной пошлины. То есть приобретаемое недвижимое имущество будет доведено до состояния, в котором оно пригодно для использования, только после государственной регистрации права (п. 1 ст. 257 НК РФ).

В таких ситуациях государственная пошлина будет увеличивать первоначальную стоимость объекта недвижимости. Приведем примеры.

ПРИМЕР
Основным видом деятельности компании является предоставление в аренду жилых помещений. Для этих целей она приобрела 10 квартир в жилом доме. Без свидетельства о государственной регистрации права собственности и уплаты госпошлины данные квартиры не могут быть сданы в наем, то есть они не будут пригодны для использования в коммерческой деятельности. Госпошлина должна быть уплачена до ввода квартир в эксплуатацию и включена в их первоначальную стоимость.

ПРИМЕР
Производственное коммерческое предприятие приобрело здание, предназначенное для расположения в нем химически опасного производства. Согласно законодательству (п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. пост. Правительства РФ от 10.06.2013 № 492) одним из условий получения лицензии на осуществление подобного вида деятельности является наличие права собственности на здания, строения и сооружения, в которых размещаются объекты химически опасного производства. Поэтому без свидетельства о государственной регистрации права собственности и уплаты госпошлины здание не пригодно для использования в производственной деятельности. Госпошлина должна быть уплачена до ввода объекта в эксплуатацию и включена в его первоначальную стоимость.

Учет расходов на госпошлину с точки зрения контролирующих ведомств

Позиция Минфина России по учету расходов на госпошлину неоднозначна. В наиболее поздних письмах он разъясняет, что государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимую вещь, вне зависимости от необходимости такой регистрации для эксплуатации ОС, включается в ее первоначальную стоимость (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03-03-06/1/295, от 12.08.2011 № 03-03-06/1/481, от 04.03.2010 № 03-03-06/1/113, от 18.05.2009 № 03-05-05-01/26, от 27.03.2009 № 03-03-06/1/195, от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Финансовое ведомство приходит к такому выводу на основании того, что согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма всех расходов на его приобретение.

В ранних письмах Минфин России приходил к выводу (письма Минфина России от 16.02.2006 № 03-03-04/1/116, от 30.06.2005 № 03-03-04/2/14), что государственная пошлина не включается в первоначальную стоимость объектов основных средств на основании того, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, отнесены суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, государственная пошлина как федеральный сбор (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Судебная практика, разрешающая данный вопрос, пока не сложилась. Однако в похожей ситуации, когда налогоплательщики приобретали транспортные средства, тоже требующие процесса государственной регистрации и уплаты госпошлины, арбитры единогласно пришли к выводу, что расходы на регистрацию автотранспорта, в том числе и расходы на уплату государственной пошлины, не увеличивают его первоначальную стоимость. Они учитываются в прочих расходах, так как регистрация в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности (пост. ФАС УО от 25.11.2008 № Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 № Ф09-57/08-С3101).

По нашему мнению, принимать решение, учитывать или не учитывать расходы на уплату госпошлины в первоначальной стоимости объекта, фирмам следует в зависимости от ситуации и вида приобретаемой недвижимости. При этом в своей учетной политике им следует закрепить возможность учета расходов на госпошлину как в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст. 257, подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), так и в первоначальной стоимости (если приобретаются соответствующие виды недвижимости) (см. образец).

Образец отражения в учетной политике порядка учета государственной пошлины

2.1.1. Определение первоначальной стоимости основных средств
Определение первоначальной стоимости основных средств, приобретенных за плату
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При определении первоначальной стоимости основных средств для целей налогообложения следует учитывать следующие особенности:
— расходы, связанные с внесением платы за регистрацию прав и сделок с недвижимым имуществом, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, при приобретении такого имущества включаются в первоначальную стоимость объектов недвижимости, если они осуществлены до даты включения объекта в состав амортизируемого имущества;
— в случае если указанные расходы осуществлены после того, как объект введен в эксплуатацию и эксплуатируется, они учитываются в составе косвенных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль в качестве прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
2.3.3.3. Прочие расходы, связанные с производством и реализацией
Состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, предусмотрен ст. 264 НК РФ.
Государственная пошлина
Расходы общества на уплату государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимое имущество, первоначальная стоимость которого сформирована до момента уплаты государственной пошлины и которое пригодно для использования, учитываются в составе прочих расходов, связанных с реализацией и производством, на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав.

Государственная пошлина

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

Ознакомьтесь так же:  Налог с купли продажи комнаты

при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;

при обращении в арбитражные суды;

при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

за нотариальные действия;

за действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;

за действия, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

за действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

за действия уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;

за государственную регистрацию юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;

право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по

палеонтологии и минералогии;

выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Как учесть госпошлину в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете госпошлина отражается такими проводками:

Госпошлина за осуществление кадастрового учета недвижимости не взимается

Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который вступил в силу с 1 марта 2008 г., определено, что за предоставление в установленном порядке кадастровых сведений, а также за постановку на учет объекта недвижимости должна уплачиваться государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Действующей редакцией Налогового кодекса уплата государственной пошлины за вышеперечисленные действия не предусмотрена.

Таким образом, с 1 марта 2008 г. за осуществление кадастрового учета недвижимости и за предоставление в установленном порядке кадастровых сведений государственная пошлина уплачиваться не должна, а также не должна взиматься и плата за предоставление сведений государственного земельного кадастра.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Госпошлина: бухгалтерские проводки

Государственная пошлина – это сбор, который взимается при обращении в госорганы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены законодательством, для совершения юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.16 НК РФ).

О том, как отражается госпошлина в бухгалтерском и налоговом учете, расскажем в нашей консультации.

Госпошлина: счет бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет госпошлины ведется на активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). При начислении госпошлины учет в бухгалтерии подразумевает кредитование счета 68, а уплата пошлины отражается по дебету счета 68. Какие счета корреспондируют при этом со счетом 68, расскажем ниже.

Госпошлина в стоимости имущества

Порядок отражения госпошлины в бухгалтерском учете зависит от того, с чем связана уплата госпошлины и на каком этапе такая уплата производится.

Если госпошлина уплачивается в связи с приобретением имущества, то она включается в его первоначальную стоимость. Однако если пошлина оплачена уже после того, как объект принят к учету (введен в эксплуатацию), а правилами бухгалтерского учета изменение первоначальной стоимости в таких случаях не предусмотрено, пошлина будет относиться на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы в зависимости от того, к какому виду деятельности относится уплата этой пошлины.

К примеру, госпошлина, уплаченная за регистрацию прав на недвижимое имущество до ввода в эксплуатацию объекта, включается в его первоначальную стоимость (п.п.7, 8 ПБУ 6/01 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — Кредит счета 68

А если, к примеру, по складу торговой организации эта пошлина будет уплачена уже после того, как объект основных средств введен в эксплуатацию, госпошлина будет отражена так (п. 14 ПБУ 6/01 ):

Дебет счета 44 «Расходы на продажу» — Кредит счета 68

Собственно, уплата госпошлины отражается так:

Дебет счета 68 — Кредит счета 51 «Расчетные счета»

Госпошлина в расходах

Помимо пошлин, уплачиваемых после принятия на учет (ввода в эксплуатацию) имущества, напрямую на расходы организации будут относиться пошлины, не связанные с приобретением объектов имущества. Речь идет, к примеру, о госпошлине при подаче в суд искового заявления, госпошлине за совершение нотариальных действий, пошлине за внесение изменений в учредительные документы организации и т.д. В этих случаях при учете госпошлины в бухгалтерском учете проводки (с точки зрения дебетуемого счета) могут быть различные.

Судебные пошлины обычно отражаются в составе прочих расходов организации:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68

Порядок учета иных пошлин зависит от того, к какому виду деятельности относится уплата пошлины.

Так, к примеру, уплачиваемая госпошлина за внесение изменений в устав будет отражена так (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», 44 и др. – Кредит счета 68

А например, госпошлина, уплачиваемая за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат при утилизации транспортного средства организации, будет отражена следующим образом (п. 11 ПБУ 10/99 ):

Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 68

Как госпошлина принимается к налоговому учету?

Порядок признания госпошлины в налоговом учете следующий. Если речь идет о госпошлине за регистрацию транспортных средств или объектов недвижимости, которая уплачена до ввода таких объектов в эксплуатацию, пошлина увеличивает их первоначальную стоимость. А если уплачена позднее — относится на расходы (Письма Минфина от 08.06.2012 № 03-03-06/1/295, от 11.02.2011 № 03-03-06/1/89, от 01.06.2007 № 03-03-06/2/101). Когда налоговый учет также ведется на счетах, можно сказать, что, к примеру, на уплачиваемую по недвижимости госпошлину проводки в бухгалтерском и налоговом учете будут схожие. Также, скажем, по госпошлине в суд бухгалтерский и налоговый учет будут близки. И разницы обычно не возникают.

В целях исчисления налога на прибыль «расходная» госпошлина учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.1, 40 п.1 ст.264 НК РФ). При этом возмещаемая на основании решения суда госпошлина учитывается ответчиком в расходах, а истцом в доходах на дату вступления в законную силу решения суда (Письма Минфина от 13.01.2015 № 03-03-06/1/69458, от 24.07.2013 № 03-03-05/29184).

Особенность учета госпошлины при УСН «доходы минус расходы» состоит в том, что признается она на момент оплаты (пп.22 п.1 ст.346.16, п.1 ст.346.17 НК РФ).

Бухгалтерский и налоговый учет расходов по уплате государственной пошлины при регистрации купли-продажи и аренды недвижимости

В практике консультирования аудиторско-консалтинговых компаний нередко возникают вопросы, касающиеся порядка бухгалтерского и налогового учета затрат на уплату государственной пошлины при регистрации договоров купли-продажи и аренды недвижимости. Особенности учета затрат на уплату государственной пошлины в отдельных ситуациях рассмотрены в настоящей статье.

Приведем условную ситуацию. На балансе общества по счету 41 «Товары» числятся 14 квартир и встроенное помещение, предназначенные для перепродажи. Объекты построены подрядным способом, строительство завершено в 2011 г. Общество ведет работу по регистрации права собственности на указанные объекты. Уплачена государственная пошлина, документы переданы в отдел управления Федеральной службы государственной регистрации.

В настоящее время общество отозвало документы для их корректировки и повторной подачи в регистрационный орган. В бухгалтерию поступили копии платежных поручений о частичном погашении (половина суммы) государственной пошлины.

Относительно рассматриваемой ситуации ответим на следующие вопросы.

1. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета расходов по уплате государственной пошлины, связанной с регистрацией права собственности, в том числе каков момент признания затрат в бухгалтерском и налоговом учете; на основании каких документов отражаются затраты:

  • по госпошлине за регистрацию договора купли-продажи, регистрацию самого объекта недвижимости — при оформлении права собственности на общество (в том числе при постановке объекта на баланс в качестве товара для перепродажи);
  • по госпошлине за регистрацию договора купли-продажи, регистрацию самого объекта недвижимости на покупателя (при условии, что общество самостоятельно оплачивает госпошлину) — при оформлении перехода права собственности от общества к покупателю (в том числе при продаже объекта как товара)?

2. Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по частичному погашению госпошлины в связи с приостановкой регистрации, а также порядок учета расходов по оплате госпошлины при повторном обращении в регистрационный орган?

3. В каком порядке отражаются в бухгалтерском и налоговом учете операции по уплате государственной пошлины за регистрацию договора аренды имущества (в том числе земельных участков), каков момент признания расходов и порядок документального обоснования затрат?

Учет расходов на уплату государственной пошлины, связанной с регистрацией объекта недвижимости

Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности общества на квартиры

В статье 264 НК РФ содержится специальный пункт об учете пошлин, связанных с регистрацией прав на объекты недвижимости. Так, в соответствии с подп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Ознакомьтесь так же:  Спиркин а г философия учебное пособие

Таким образом, налоговое законодательство содержит прямую норму, согласно которой пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В то же время Минфин России полагает, что данная норма не применяется в отношении пошлин за регистрацию объектов недвижимости, относящихся к основным средствам. По мнению контролирующего органа, затраты на уплату госпошлины за регистрацию права на недвижимое имущество должны быть включены в первоначальную стоимость объекта основных средств (см., например, письма от 8 июня 2012 г. № 03-03-06/1/295 (п. 3), от 12 августа 2011 г. № 03-03-06/1/481).

По нашему мнению, позиция Минфина России противоречит нормам НК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины действительно можно рассматривать как расходы, связанные с приобретением объекта основных средств (ОС), однако в отношении расходов в виде пошлины действует специальная норма ст. 264 НК РФ, которая имеет приоритет над общим правилом п. 1 ст. 257 НК РФ.

Учитывая, что в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ по затратам, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик имеет право выбора порядка их учета, в отношении расходов в виде пошлины налогоплательщик вправе самостоятельно решить, к какой группе расходов их отнести.

Из описания ситуации следует, что квартиры, числящиеся на балансе общества, представляют собой товары, предназначенные для перепродажи, и не учитываются в качестве ОС.

Из содержания подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ следует, что расходы в виде стоимости квартир учитываются в периоде их реализации. При этом стоимость квартир определяется как цена приобретения (создания) этого имущества.

Формально упомянутые разъяснения Минфина России о формировании стоимости основных средств к рассматриваемой ситуации не относятся. Однако поскольку под ценой приобретения (создания) имущества следует понимать не только сумму, уплаченную продавцу (подрядчику), но и иные расходы, непосредственно связанные с приобретением (созданием) имущества, то, следуя логике финансового ведомства, расходы на уплату государственной пошлины за регистрацию квартир могут включаться в их стоимость.

Разъяснения и арбитражная практика в отношении учета пошлин за регистрацию объекта недвижимости, предназначенного для реализации, отсутствуют.

В связи с изложенным полагаем, что общество вправе выбрать порядок учета пошлин за государственную регистрацию права собственности на квартиры, руководствуясь правом, предоставленным п. 4 ст. 252 НК РФ.

По нашему мнению, более обоснованным будет учет государственной пошлины в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, поскольку это соответствует специальной норме подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ. Однако учет суммы пошлины в составе стоимости квартир вряд ли встретит возражения со стороны контролирующих органов, поскольку такой подход соответствует разъяснениям Минфина России в отношении пошлин, уплачиваемых при регистрации объектов недвижимости, относящихся к ОС.

Если общество будет учитывать расходы в виде пошлины за государственную регистрацию прав собственности на квартиры в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, то момент признания расходов определяется в соответствии с подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Данной нормой определено, что датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов). Однако что следует понимать под датой начисления государственной пошлины (сбора), НК РФ не установлено.

В связи с этим считаем, что в целях определения даты начисления государственной пошлины следует исходить из ее фактической сути и содержания.

Согласно п. 1 ст. 333 16 НК РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333 17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 3 «Государственная пошлина» НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

В соответствии с подп. 5 2 п. 1 ст. 333 18 НК РФ плательщики при обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено главой 25 3 НК РФ, до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о государственной регистрации недвижимости).

В силу п. 4 ст. 16 названного Закона, устанавливающей порядок представления документов на государственную регистрацию прав, представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе. Вместе с тем, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате пошлины не представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.

Иными словами, при отсутствии подтверждения факта уплаты государственной пошлины орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не примет к рассмотрению документы, необходимые для государственной регистрации прав, т.е. не осуществит юридически значимые действия. Однако при наличии факта уплаты пошлины, но при отсутствии обращения лица за совершением юридического действия государственный орган по собственной инициативе регистрационные процедуры не начнет. Для этого у регистратора нет полномочий и объективной возможности (отсутствуют документы).

Учитывая указанную связь между уплатой государственной пошлины и подачей заявлений на государственную регистрацию объектов недвижимого имущества, можно сделать вывод, что датой начисления государственной пошлины в целях налогообложения прибыли признается та дата, по состоянию на которую выполнено как условие осуществления уплаты пошлины, так и условие совершения обращения за выполнением юридически значимых действий, за которые такая государственная пошлина уплачивается.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о государственной регистрации недвижимости заявителю выдается расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает получение документов на государственную регистрацию прав. Согласно п. 8 ст. 16 данного Закона днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Таким образом, на дату приема заявления о государственной регистрации прав на объект недвижимости соблюдаются оба условия:

  1. пошлина фактически уплачена;
  2. заявитель подал документы на государственную регистрацию (обратился за совершением юридически значимых действий).

Из изложенного следует, что пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество, учитываемую в составе прочих расходов, следует признавать на дату приема заявления о государственной регистрации. При этом пошлина признается в размере, фактически уплаченном на указанную дату.

В качестве документального подтверждения расходов в виде государственной пошлины необходимо иметь следующие документы:

  • платежное поручение на уплату государственной пошлины;
  • расписку о приеме заявления органом, осуществляющим государственную регистрацию.

Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир

В рассматриваемой ситуации общество как покупатель по договору купли-продажи квартир, а также как продавец по следующему договору купли-продажи квартир обязано подать заявление на государственную регистрацию указанных договоров и оплатить причитающуюся в отношении общества пошлину.

Расходы в виде пошлины за государственную регистрацию договора купли-продажи квартир при их приобретении могут как учитываться обществом в составе прочих расходов для целей налогообложения на основании подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и включаться в стоимость приобретенных квартир (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ).

При последующей реализации квартир расходы на оплату государственной пошлины подлежат учету только в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Арбитражная практика подтверждает правомерность учета расходов в виде пошлины за регистрацию договора купли-продажи объекта недвижимости в составе прочих расходов (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23 ноября 2009 г. по делу № А32-18821/2006-45/288-46/475-59/48, ФАС Западно-Сибирского округа от 4 июня 2007 г. № Ф04-3586/2007(34911-А27-26)).

Если общество также уплачивает пошлину за регистрацию договора купли-продажи от имени покупателя недвижимости, то налоговый учет данной пошлины осуществляется в порядке, который будет описан далее, в зависимости от того, как сформулированы условия договора купли-продажи.

Налоговый учет пошлины за государственную регистрацию права собственности на покупателя

Таким образом, с заявлением о государственной регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости должен обратиться покупатель. Продавец также может обратиться с таким заявлением, но в этом случае он будет действовать на основании доверенности, выданной покупателем.

По смыслу ст. 333 16 , 333 17 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются лица, которые обратились в государственный орган за совершением юридических действий. Оплата пошлины лицом, отличным от заявителя, не допускается. На это указывают контролирующие органы (см. письма Минфина России от 11 сентября 2013 г. № 03-05-06-03/37427, УФНС России по г. Москве от 6 декабря 2005 г. № 09-17/89166).

Ознакомьтесь так же:  Соляные лампы развод

Запрет на оплату пошлины лицом, отличным от заявителя, означает, что в случае с государственной регистрацией права собственности на приобретенный объект плательщиком государственной пошлины является покупатель недвижимого имущества. Как указал Минфин России в письме от 29 ноября 2011 г. № 03-05-06-03/90, за государственную регистрацию перехода права собственности на жилое помещение уплату государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество на основании договора купли-продажи производит покупатель, у которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.

В информационном письме от 29 мая 2007 г. № 118 «Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей» Президиум ВАС РФ подчеркнул, что государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Из изложенного следует, что общество, уплачивая государственную пошлину за регистрацию прав собственности покупателя объекта недвижимости, может действовать только от имени покупателя.

Данные выводы относятся также к пошлине за регистрацию договора купли-продажи. Уплачивая государственную пошлину за регистрацию договора купли-продажи, причитающуюся в отношении покупателя, общество действует от имени покупателя.

Налоговый учет расходов на уплату государственной пошлины за покупателя зависит от условий заключенного договора купли-продажи:

  • если договором купли-продажи предусмотрено, что расходы общества на оплату пошлины подлежат возмещению покупателем, то отношения сторон в этой части можно рассматривать как посреднические. Следовательно, сумма расходов по уплате пошлины не учитывается обществом в составе расходов (п. 9 ст. 270 НК РФ), а сумма возмещения не учитывается в составе доходов (п. 9 ст. 251 НК РФ);
  • если договором купли-продажи квартир установлено, что цена квартиры определяется с учетом расходов продавца на совершение регистрационных действий, в том числе расходов на оплату пошлины за государственную регистрацию права собственности покупателя, то расходы общества в этом случае квалифицируются как расходы, связанные с реализацией. В этом случае они учитываются на основании подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК РФ;
  • если договором купли-продажи не предусмотрено положений касательно того, каким образом обществу возмещаются понесенные в интересах покупателя расходы (в составе цены либо в составе возмещаемых расходов), то расходы также учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании ст. 264 НК РФ.

Отметим, что в последнем случае налоговый учет расходов может встретить возражения со стороны контролирующих органов. Налоговый орган может посчитать, что общество несет экономически необоснованные расходы в интересах третьего лица (покупателя), не получая от него встречного представления в этой части. Однако данные аргументы, на наш взгляд, противоречат фактическим обстоятельствам. Продавец объекта недвижимости заинтересован в получении дохода по договору, который, в свою очередь, связан с фактом перехода права собственности на объект. Переход права собственности на объект недвижимости невозможен без государственной регистрации (п. 1 ст. 551 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, регистрационные действия, совершаемые продавцом, в том числе за покупателя, направлены на получение дохода по сделке и являются экономически обоснованными. Аналогичную позицию по данному вопросу занимает высшая судебная инстанция (см. Определение ВАС РФ от 1 апреля 2010 г. № ВАС-2878/10).

Бухгалтерский учет расходов по уплате государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи и права собственности при приобретении недвижимого имущества

Согласно п. 2 ПБУ 5/01[1] товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.

В соответствии с п. 6 ПБУ 5/01 фактической себестоимостью материально-производственных запасов (МПЗ), приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Перечень затрат, включаемых в фактическую себестоимость МПЗ, является открытым и включает в себя, в частности, такие затраты, как:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги;
  • таможенные пошлины;
  • затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.

Таким образом, критерием включения затрат в фактическую себестоимость МПЗ является наличие непосредственной связи данных затрат с приобретением соответствующих материально-производственных запасов.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона о государственной регистрации недвижимости государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. Государственная регистрация перехода права собственности проводится на основании заявления обеих сторон, участвующих в договоре купли-продажи недвижимости, или уполномоченного ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 1 ст. 16 Закона).

В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Подпунктом 22 п. 1 ст. 333 33 НК РФ предусмотрен размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора об отчуждении недвижимого имущества, а также за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Таким образом, необходимость государственной регистрации права собственности на товары в виде недвижимого имущества установлена законодательно; без осуществления государственной регистрации права собственности на квартиры и помещения общество не сможет осуществить последующую продажу данного имущества.

На основании изложенного можно сделать вывод, что затраты в виде государственной пошлины, уплачиваемой при регистрации договора купли-продажи и оформлении права собственности на квартиры и помещения, предназначенные для перепродажи, непосредственно связаны с приобретением данного имущества и доведением его до состояния, в котором оно будет пригодно для использования в запланированных целях. Поэтому указанные затраты подлежат включению в фактическую стоимость материально-производственных запасов (товаров).

Бухгалтерский учет расходов по уплате государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи и права собственности при продаже недвижимого имущества

Как указал Минфин России в письме от 16 января 2014 г. № 03-05-06-03/1011, учитывая положение п. 2 ст. 333 18 НК РФ, за государственную регистрацию договора об отчуждении недвижимого имущества, являющегося жилым помещением, государственная пошлина уплачивается обеими сторонами (продавцом и покупателем) в размере, определенном подп. 22 п. 1 ст. 333 33 НК РФ, разделенном на количество участников договора.

Относительно государственной пошлины за регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости к покупателю отметим, что обязанность продавца уплачивать такую пошлину не предусмотрена законодательством.

Однако законодательством не запрещено по согласованию сторон договора купли-продажи возложить обязанность по уплате пошлины как за государственную регистрацию договора, так и за государственную регистрацию перехода права собственности на продавца.

Как отметил ВАС РФ в Определении от 1 апреля 2010 г. № ВАС-2878/10, правовой интерес в регистрации перехода права собственности на отчуждаемый объект недвижимости имеют в равной степени как покупатель, так и продавец. Уплата продавцом государственной пошлины за регистрацию перехода права собственности к покупателю направлена на исполнение указанной обязанности.

По своему экономическому содержанию затраты общества на государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности при продаже квартир и помещений являются связанными с продажей данных товаров (недвижимого имущества) при условии, что по условиям договора купли-продажи обязанность по несению данных затрат не возложена на покупателя.

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99[2] расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Согласно п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности формируют в том числе расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации ОС и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). Для целей формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п. 9 ПБУ 10/99).

Согласно Инструкции по применению Плана счетов[3] счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; оплату труда; аренду; содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; представительские; другие аналогичные по назначению расходы. При частичном списании в организациях, осуществляющих торговую и иную посредническую деятельность, подлежат распределению расходы на продажу в части расходов на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца). Остальные расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг).

Таким образом, уплата продавцом (обществом) государственной пошлины за регистрацию договора купли-продажи в полном объеме, а также за регистрацию перехода права собственности к покупателю не противоречит условиям договора купли-продажи, данные затраты для целей бухгалтерского учета следует квалифицировать в качестве коммерческих расходов и признавать в качестве расходов текущего отчетного периода.

Окончание в следующем номере.

[1] Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.

[2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.

[3] План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.