Инспектор трудовой инспекции

Содержание статьи:

Как проходит проверка трудовой инспекции?

Как ревизоры из трудовой инспекции проверяют компании? Какие документы они должны предъявить, оказавшись на пороге офиса организации? В какой момент руководитель фирмы может обратиться за помощью защитника? На эти и другие вопросы ответили эксперты «Бератора».

Инспекция труда может проверить любую фирму или предпринимателя. В первую очередь это те, кто «не нашел общего языка» с собственными работниками.

Узнать о вашем предприятии инспекция может не только из жалоб. С ней активно сотрудничают прокуратура, полиция, налоговики, фонды.

Иногда нужную информацию инспектор узнает из рекламных газет. Множество объявлений о поиске сотрудников нарушают Трудовой кодекс РФ. Например, такое требование, как московская прописка.

Однако имейте в виду: узнав о нарушениях из рекламы, прессы, анонимных сообщений и т. п., инспекторы могут включить фирму в план проверок, которые проводятся не чаще одного раза в три года. Внеплановые проверки трудовой инспекции по таким данным не вправе проводится. Это запрещает Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (ч. 3 ст. 10).

Основание для проверки трудовой инспекции

Проводить любую проверку – будь то плановую, внеплановую или выездную и т. д. – инспекторы могут, если имеют при себе удостоверения установленного образца, беспрепятственно и в любое время суток (ст. 357 ТК РФ). Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ установил дополнительные требования: у инспекторов должно быть распоряжение (приказ) о проведении проверки трудовой инспекции.

Как правило, проверку проводит один инспектор. Но если к вам пришли несколько человек, посмотрите, указаны ли они в распоряжении. Проводить ревизию вправе только тот чиновник, фамилия которого есть в предъявленном документе. Сделайте копию распоряжения или хотя бы перепишите данные инспекторов. Обратите внимание на вопросы проверки трудовой инспекции. Инспекторы не могут выходить за их рамки (ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Например, если тема ревизии – начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с персональными данными работников, контролеры не вправе. Распоряжение, в котором не указан предмет проверки трудовой инспекции, незаконно.

Если с предъявленными документами все в порядке, но вы не пустили инспектора на свою территорию, он может составить протокол об этом нарушении и направить его районному или мировому судье.

Инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев, кроме случаев нарушения правил привлечения к трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства. В этом случае срок привлечения к ответственности составляет один год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Судья вправе оштрафовать предпринимателя или руководителя фирмы – на сумму от 2000 до 4000 рублей, а других сотрудников – на сумму от 500 до 1000 руб-лей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Подобные меры трудовые инспекторы применяют крайне редко. Если дело совсем уж плохо, обращаются за помощью в полицию. В ходе проверки трудовой инспекции инспекторы вправе беспрепятственно входить в любые служебные помещения фирмы или предпринимателя (но только в свое рабочее время), истребовать документы и получать объяснения. Об этом сказано в статье 357 Трудового кодекса, Законе № 294-ФЗ и Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Истребование документов

Перед тем как посетить фирму, инспекторы, как правило, направляют на предприятие почтой или по факсу запрос, в котором указывают, когда и где состоится проверка трудовой инспекции и какие документы им понадобятся.

Если фирма такой запрос не получила, инспектор составит его на месте за своей подписью и укажет время, когда нужно подготовить документы (по своему усмотрению). За отказ представить документы установлен штраф: для фирм – в размере от 3000 до 5000 рублей; для предпринимателей и должностных лиц фирмы – от 300 до 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Если вы вовремя представите необходимые документы, инспектор может к вам в офис и не прийти. Бумаги можно направить в течение 10 рабочих дней. Документы нужно представлять в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью. Оригиналы инспекторы истребовать не вправе (ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Если по полученным документам у инспектора возникнут вопросы, он может потребовать, чтобы вы составили справку, письмо и т. п., содержащие сводную информацию, или дали комментарии по непонятным моментам устно. За отказ установлен такой же штраф, как и за непредставление документов.

Получение объяснений

Обнаружив нарушение (составляя протокол о нем), трудовой инспектор вправе получить объяснения от работодателя, руководителя, главного бухгалтера или начальника отдела кадров. Вы можете от объяснений отказаться. Такое право предоставлено вам статьей 51 Конституции РФ.

Однако если нарушение очевидно – например, вы не заключили с работниками трудовые договоры, – то отрицать его или отказываться от объяснений не стоит. Лучше заверьте инспектора в том, что нарушение будет исправлено, и обратите его внимание на малозначительность нарушения или смягчающие обстоятельства. Это позволит избежать штрафа или снизить его.

Имейте в виду: необязательно давать объяснения, как только инспектор их потребовал. Вы можете попросить время на обдумывание. Отсрочка позволит вам подготовиться. Письменные объяснения лучше изложить собственноручно и отдать их инспектору до рассмотрения вашего дела. Однако имейте в виду: иногда трудовые ревизоры решают вопрос о штрафе непосредственно в день составления протокола. Но вы всегда можете попросить провести заседание в удобный для вас день. При этом нужно учитывать, что рассмотрение должно быть назначено не позднее 15 дней с момента составления протокола.

Не забывайте, что как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность.

Не забывайте, что как только инспекторы выписали на вас протокол о нарушении, вы можете пригласить защитника. С этого момента опрашивать вас трудовики могут только в его присутствии. В качестве защитника может выступать адвокат или другой юрист, которому вы выдали доверенность (ст. 25.5 КоАП РФ).

Акт проверки трудовой инспекции

О том, как трудовые инспекторы должны оформить результаты проверки, рассказано в Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Административном регламенте Роструда по осуществлению федерального государственного надзора, утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 21 сентября 2011 года № 1065н.

После проверки трудовая инспекция должны составить акт проверки и сделать запись в журнале учета проверок.

Журнал учета оформляет сама фирма или предприниматель. Его типовая форма утверждена приказом Минэкономразвития РФ от 30 апреля 2009 года № 141. Отсутствие журнала или ведение его не по форме является самостоятельным нарушением, о котором инспектор сделает запись в акте проверки трудовой инспекции.

В акте проверки трудовая инспекция указывают, что проверяли и какие нарушения обнаружили. В нем отражают и сведения о фактах выявленных нарушений трудовых прав работников. Акт проверки составляется и в том случае, если нарушений найти не удалось. Акт составляют в двух экземплярах. Один экземпляр остается у инспектора, а другой вручается представителю фирмы под расписку.

Форма акта проверки трудовой инспекции соблюдения трудового законодательства приведена далее. Его форма также утверждена приказом Минэкономразвития № 141.

К акту должно быть приложено предписание с требованием устранить выявленные в ходе проверки трудовой инспекции нарушения и протокол об административном правонарушении, если в рамках проверки трудовой инспекции было возбуждено административное дело, а также протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение.

Если проверяемое лицо устранит в ходе проверки трудовой инспекции выявленное нарушение, инспектор напишет об этом в акте.

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

Инспектор трудовой инспекции

443068, Самара, ул. Ново-Садовая, 106А

Горячая линия 8 (846) 263-52-17; Приёмная 8 (846) 263-54-72; Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (846) 263-56-84 и 8 (846) 263-53-44

Личный прием граждан осуществляется по адресу: 443068, г.Самара, ул. Ново-Садовая, д. 106″А», кабинет №110.

Онлайнинспекция.рф

Ресурс позволяет обратиться в инспекцию труда, получить бесплатную консультацию по вопросам трудовых отношений или провести самопроверку своей организации

Инспектор трудовой инспекции

198095, Санкт-Петербург, ул. Зои Космодемьянской, д. 28, лит. А

(812) 747-33-96
Факс: (812) 747-37-84

Личный прием граждан и работодателей:
с пн. по пт. с 14:00 до 16:00

Телефон горячей линии по вопросам соблюдения трудового законодательства в отношении работников предпенсионного возраста:
(812) 747-33-96

Полномочия трудовой инспекции

Государственная инспекция труда входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.

Документы, регулирующие деятельность трудовой инспекции

В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду. Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Полномочия государственной инспекции труда

В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:

  • выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
  • предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
  • выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
  • привлечение к административной ответственности;
  • расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
  • приостановление деятельности организации или ее подразделений.

Права трудовой инспекции

Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может :

  • беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
  • запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников;
  • изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.

Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц .

Обязательства инспектора по труду

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?

Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов.

Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.

Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на сайте Генпрокуратуры. Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.

А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.

На что чаще всего жалуются работники?

  • Не выплатили заработную плату.
  • Незаконно уволили.

При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.

Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.

Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.

Должен ли инспектор предупредить о внеплановой проверке?

В какой форме будет проведена проверка?

Документарная проверка может плавно перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.

Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?

При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным.

Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:

  • для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
  • для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.
Ознакомьтесь так же:  Средний бизнес льготы

Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016).

В чем особенность представления документов в рамках выездной проверки?

Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.

Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?

Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:

  • заявление на оформление трудовых отношений;
  • штатное расписание;
  • приказ о приеме на работу;
  • трудовой договор;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании;
  • заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
  • табели учета рабочего времени;
  • расчетные листки;
  • платежные документы на выплату заработной платы.

А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.

Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).

Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией

Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.

Что с этими документами будет делать налоговый орган?

Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случае установления факта нарушения законодательства о налогах и сборах организации грозят доначисления по НДФЛ и страховым взносам.

О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.

В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией.

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Спасибо за внимание и понимание!

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Портал предоставляет Пользователю правовые и медийные инструменты для решения проблем.

3.4. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.5. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.6. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.7. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.6 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.8. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.6 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.3. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы, если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.4. Пользователь ознакомлен с тем, что его фамилия, имя, отчество (при наличии), заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут общедоступны.

4.5. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации», являются общедоступными и отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.6. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – [email protected]

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

Ознакомьтесь так же:  До скольки месяцев нужно оформить материнский капитал

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.6 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае самостоятельной отправки обращения Пользователю предлагается разместить ответ компетентного органа на Портале. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала [email protected]).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как подготовиться к приходу трудовой инспекции?

Автор: И.В. Погодина

Как подготовиться к приходу трудовой инспекции?

(по материалам семинара «Государственные органы, контролирующие работодателей на соответствие трудовому законодательству», лектор О.Н. Скрябина, организатор компания «Градиент — Альфа»)

Проверка организации Государственной инспекции труда часто застает руководство врасплох. Особенно с учетом того, что по закону трудовой инспектор имеет право посетить организацию в любое время суток и без предупреждения. По результатам проверки к ответственности могут привлечь не только руководителя организации или его заместителя, но и руководителя кадровой службы, а также главного бухгалтера.

Федеральная инспекция труда – это тот орган, который осуществляет государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.

Статья 353 ТК РФ устанавливает, что наряду с федеральной инспекцией труда государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Внутриведомственный государственный контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия государственного надзора за исполнением трудового законодательства также осуществляет прокуратура.
Федеральная инспекция труда определяется кодексом (ст. 353) как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Кодексом определены и принципы деятельности трудовых инспекций (ст. 355).
Основными задачами деятельности ФИТ являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда и обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В связи с возложенными задачами определены основные полномочия федеральной инспекции труда. Так, ФИТ проводит проверки, обследования, выдачу обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовит другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и др.

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом РФ, федеральными законами, например, федеральным законом от 08. 08. 2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также решениями Правительства Российской Федерации.
Соответственно, работодателю необходимо ознакомиться с данными документами и иметь их на случай проверки. Не следует ограничиваться лишь изучением Трудового кодекса, поскольку детально порядок инспектирования в нем не закреплен, урегулированы лишь отдельные аспекты деятельности инспекции, совпадающие с требованиями международно-правовых норм.

Следует помнить, что государственные инспекторы труда инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей, т.е. любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц.

Более того, государственный инспектор труда может уведомлять, а может и не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя. Не сообщит он о своем присутствии, если посчитает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). Данное положение соответствует международным нормам. Оно практически полностью воспроизводит ст. 12 Конвенции МОТ № 81: «При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля» . Подразумевается, что трудовой инспектор может тайно проникнуть в трудовой коллектив и наблюдать за соблюдением работодателем нормативно установленных обязанностей. Причем проверка может проводиться в любое время суток. Между тем из ст. 11 Закона № 134-ФЗ следует, что проверяющий может посещать контролируемые объекты исключительно во время исполнения служебных обязанностей. При этом он сразу должен обозначить свое присутствие на принадлежащих организации объектах (предъявлением соответствующих документов) и не препятствовать представителям организации присутствовать при проведении проверки. Налицо расхождение международных норм и внутреннего законодательства. Подобные правовые коллизии следует решать в пользу ТК РФ и Конвенции МОТ. Дело в том, что Конвенция МОТ, будучи ратифицирована Россией, является составной частью правовой системы и имеет перед положениями российского законодательства приоритет, что установлено ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
Распространено мнение, что трудовая инспекция может прийти в организацию с проверкой, только если от работника организации поступила жалоба на работодателя. Однако это не совсем так. ФИТ предоставлено право проводить проверки соблюдения работодателями законодательства о труде. Эти проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановая ревизия проводится по инициативе ФИТ и не чаще одного раза в 2 года, в то время как внеплановая проверка связана с жалобами сотрудников или расследованием несчастного случая на производстве.

Первый вариант контроля носит в основном профилактический характер . Организацию инспектируют в целях предотвращения нарушений прав сотрудников, выборочно проверяя соответствие кадровой документации и условий работы Трудовому кодексу РФ. Обычно о такой проверке сообщается за несколько дней до ее начала.

Порядок проведения внеплановых проверок, а также любых официальных ревизий, закреплен ст. 7 Закона № 134-ФЗ. Так, внеплановый или контрольный визит ревизора ФИТ может произойти по фактам выявленных нарушений в ходе регламентированных мероприятий либо на основании заявления от юридических лиц (например, соседней организации) или сотрудника проверяемой компании. Реже случается, что инспекторы посещают компанию по ходатайству Федеральной налоговой службы или внебюджетных фондов.

Все внеплановые мероприятия носят конфиденциальный характер, и о такой ревизии никогда не предупреждают заранее. Кроме того, как уже говорилось выше, на основании ст. 357 Трудового кодекса РФ инспектор может беспрепятственно посетить подконтрольную ему компанию в любое время суток.
Таким образом, основаниями для назначения инспекцией проверок могут быть :
– планы работы по контролю соблюдения положений трудового законодательства;
– факты несчастных случаев на производстве;
– обращения профсоюзных органов, работников или иных лиц о фактах нарушения положений трудового законодательства, иных вопросах, находящихся в компетенции Федеральной инспекции труда;
– информация, поступившая от правоохранительных органов, и т.п.

При этом следует отметить, что в обязанности государственных инспекторов по труду входит соблюдение конфиденциальности об авторе любой жалобы на недостатки или нарушения норм трудового права, а также воздержание от сообщения работодателю сведений о заявителе жалобы, если заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
При осуществлении проверки государственные инспекторы по труду предъявляют удостоверение установленного образца и распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя инспекции труда.

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю согласно п. 1 ст. 7 Закона № 134 должны быть указаны следующие сведения:
— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
— наименование контролирующего органа;
— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;
— наименование организации или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка;
— цели, задачи и предмет проводимой проверки;
— правовые основания проведения проверки;
— даты начала и окончания проверки.

Распоряжение о проведении проверки предъявляется инспектором руководителю организации, в которой запланировано контрольное мероприятие. Вместе с распоряжением инспектор должен ознакомить представителя работодателя со своим служебным удостоверением. Если эти требования не будут соблюдены, то работодатель имеет право отказать инспектору в проведении проверки в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 134-ФЗ.

Кроме того, по мнению Л. Ромко и А. Тюриной, можно позвонить в инспекцию и выяснить, были ли направлены проверяющие в организацию, а также целесообразно снять копии всех представленных инспектором документов .
Как правило, проверку проводит один инспектор. Если в организацию пришли несколько проверяющих, необходимо убедиться, что все они указаны в распоряжении.

Распоряжение, в котором отсутствует предмет проверки, является недействительным.
Однако с документами, предъявляемыми трудовыми инспекторами работодателю в начале проверки, также не все однозначно в действующем законодательстве. И ст. 12 указанной выше Конвенции МОТ, и ст. 357 ТК РФ подразумевают, что для посещения организации в целях проведения инспекционной проверки трудовому инспектору достаточно иметь удостоверение. Это не соответствует ст. 7 Закона № 134-ФЗ, согласно которой любое мероприятие по контролю должно проводиться на основании распоряжения (приказа) соответствующего органа государственного контроля.
В силу п. 3 ст. 7 Закона № 134-ФЗ продолжительность контрольного мероприятия не может превышать одного, а в исключительных случаях — двух месяцев.

Принимающая сторона не должна отказывать государственному надзору. Отказ и противодействие карается согласно санкциям, предусмотренным ст. 19.4 КоАП РФ .
Сотрудники Федеральной инспекции труда вправе проверять соблюдение положений трудового законодательства без учета установленного действующим законодательством срока исковой давности в отношении фактов нарушения. Исходя из этого, предметом проверки могут послужить, в том числе и факты, произошедшие три года назад и более.

Следует обратить внимание на вопросы проверки. Инспектора не могут выходить за их рамки. Например, если тема проверки – начисление и выдача заработной платы, то проверять вопросы, связанные с увольнением работников, контролеры не вправе (ст. 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»).

Не рекомендуется предоставлять документы, не относящиеся к предмету проверки.
Весь комплекс кадровых документов М.В. Белоусова предлагает разделить на два вида :
— обязательные кадровые документы, наличие которых прямо предусмотрено трудовым законодательством для всех работодателей;
— факультативные кадровые документы, перечень и порядок ведения которых определяет сам работодатель.
Факультативные кадровые документы носят рекомендательный характер, они также содержат нормы трудового права и необходимы для регламентации трудовых отношений.
К обязательным документам относятся:
— штатное расписание (ст. 57 ТК РФ);
— трудовые договоры (ст. ст. 56 и 67 ТК РФ);
— трудовые книжки (ст. 66 ТК РФ);
— книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
— правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 56, 189, 190 ТК РФ);
— документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, их права и обязанности в этой области (ст. ст. 86, 87, 88 ТК РФ);
— график сменности (ст. 103 ТК РФ);
— график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
— приказы по личному составу;
— личная карточка;
— табель учета рабочего времени;
— правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ);
— медицинские книжки работников.
Именно их и проверяют в первую очередь инспектора федеральной инспекции труда.
К факультативным кадровым документам можно отнести:
— положения о структурных подразделениях;
— положения о персонале;
— должностные инструкции;
— положение об аттестации работников и другие.

Некоторые факультативные документы могут стать обязательными при наличии определенных условий. Так, если в трудовом договоре не закреплены должностные обязанности и права работника, то должностные инструкции становятся обязательными документами. Кроме того, если в организации есть работники с ненормированным рабочим днем, то должен быть составлен перечень должностей таких работников. Если в трудовом договоре есть положение о соблюдении работниками коммерческой тайны, то должно существовать положение об охране такой тайны.

Рассмотрим правила составления некоторых видов документов в целях предотвращения нарушений, выявляемых при проверках ФИТ. В первую очередь, следует сказать, что администрации организации следует заблаговременно позаботиться о том, чтобы данные документы, являющиеся основными в трудовых отношениях, были в порядке. При этом типовыми документами лучше не пользоваться. Их можно принять за основу, но заполнить своим содержанием.

Во-вторых, все документы должны быть согласованы между собой. Не стоит их делать отдельно без учета друг друга.
В-третьих, документы должны быть в порядке независимо от того, как фактически сложились отношения работодателя и работника.
Трудовые договоры. Содержание договора определено ТК РФ в статье 57. В настоящее время в связи с масштабным переходом работодателей на систему выплаты заработной платы через банковские счета (карточки) в трудовом договоре необходимо предусмотреть условие о такой выплате. В противном случае придется у всех вновь принятых работников брать письменное согласие о перечислении заработной платы на их карточный счет.

В трудовом договоре следует обязательно прописать дни выплаты зарплаты, а также то, в каком месте ее будет получать работник (включая адрес нахождения кассы).

Не принято в трудовом договоре употреблять термин «аванс», который используется на практике. Такого термина в ТК РФ нет. В Кодексе установлено, что заработная плата выплачивается работнику не реже, чем каждые полмесяца, в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ).

Несоблюдение письменной формы трудовых договоров является нарушением норм ст. 67 ТК РФ, то есть нарушением со стороны работодателя трудового законодательства. В связи с этим при установлении государственными инспекторами труда указанных выше нарушений трудового законодательства последние вправе привлечь нарушителей к ответственности, установленной нормами ст. 5.27 КоАП РФ.

Довольно распространено требование инспекторов о том, чтобы на каждом листе трудового договора были подписи работника и работодателя. На практике это выполняется не часто. Работодателю удобно, чтобы трудовой договор был просто скреплен скрепкой. Листы такого договора можно легко подменить. Договор, не подписанный на каждом листе, конечно же, будет признан надлежащим образом заключенным — требования о подписании каждого листа договора обеими сторонами законодательство не содержит. В то же время сложившаяся практика подписания гражданских договоров свидетельствует о целесообразности такого оформления документа. Указанную практику часто переносят и на трудовые отношения.

Ознакомьтесь так же:  Как оформить медицинскую книжку новосибирск

Трудовые книжки. В 2008 г. вступили в силу изменения Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, установленных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее — Правила ведения и хранения трудовых книжек). Изменения коснулись порядка ведения трудовых книжек, оформления дубликата трудовой книжки, выдачи ее при увольнении, учета и хранения трудовых книжек. Кроме того, был определен порядок ведения и хранения трудовых книжек индивидуальными предпринимателями.

Правила внутреннего распорядка — весьма важный документ, при составлении которого необходимо предусмотреть различные случаи. Продуктивно, даже просто описать то, что происходит в организации фактически.

Содержание указанных правил включает в себя порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Правила внутреннего трудового распорядка, как правило, являются приложением к коллективному договору.
График отпусков составляется за 2 недели до нового календарного года. С ним должны быть ознакомлены все работники организации. Часто бывает, что сотрудники фактически отдыхают не по графику в связи с различными обстоятельствами, однако график на бумаге остается неизменным, а работникам в табеле проставляются рабочие дни. В такой ситуации необходимо внимательно относиться к поездкам сотрудников за границу. И при зарубежном отдыхе не ставить им в табеле рабочие дни.

Приказы об отпуске должны быть датированы не менее, чем за две недели до отпуска сотрудника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись также не позднее, чем за две недели до его начала.
У совместителя не лишним будет взять подтверждение, что он пошел в отпуск по основной работе.

Документы, связанные с персональными данными работника. Персональные данные работника — информация, касающаяся конкретного работника и необходимая работодателю в связи с возникновением трудовых отношений.

Персональные данные идентифицируют личность каждого человека. Эти сведения являются конфиденциальной информацией, то есть информацией строго ограниченного и регламентированного доступа. Безопасность персональных данных должна достигаться путем исключения несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого может стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных, а также иные несанкционированные действия.
Персональные данные работника могут накапливаться по месту работы и содержаться в кадровой документации, включающей:
— личные дела и трудовые книжки работников;
— документы, возникающие при оформлении трудовых правоотношений (при решении вопросов о приеме на работу, переводе, увольнении, поощрении и тому подобном);
— документы по анкетированию, тестированию и тому подобные;
— приказы (распоряжения) по личному составу;
— документация по аттестации сотрудников, служебным расследованиям и тому подобному;
— учетная документация (картотеки, книги, журналы и другие);
— аналитическая и справочная документация, как используемая руководством, так и выдаваемая работникам для представления в заинтересованные органы;
— отчетная документация, передаваемая в государственные органы статистики, налоговые органы и другие учреждения.

Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности). Следовательно, в каждой организации необходимо принять положение о конфиденциальности персональных данных и ознакомить с ним под роспись сотрудников, работающих с персональными данными.

Положение о конфиденциальности персональных данных в организации — это документ, устанавливающий основные правила защиты сведений, составляющих персональные данные работников. В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения. Необходимость во введении в действие указанного документа вытекает из содержания гл. 14 Трудового кодекса Российской Федерации. Данный документ должен обеспечивать, прежде всего, защиту персональных данных сотрудников организации на всех стадиях в процессе уставной деятельности конкретной организации, в том числе и неавтоматизированных.

К ответственности за разглашение персональных данных, помимо работодателей, могут быть привлечены только те работники, которые в соответствии с условиями своих трудовых договоров и должностных инструкций обязаны были соблюдать правила работы с персональными данными. То же относится и к работникам, ответственным за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07. 06. 2006, 14. 06. 2006 № 09АП-4259/2006-АК по делу № А40-8448/06-119-84 судьи отметили, что работодатель должен создать технические условия охраны персональных данных работников от их неправомерного использования, в частности, обеспечить особый режим доступа в помещение, где хранится соответствующая информация, оборудовать места ее хранения, исключающие несанкционированный доступ к информации, и т.п.

Документы по охране труда .
Согласно статистике Роструда в ходе проведенных в 2007 году всех видов проверок госинспекторами труда было выявлено около 1,4 млн. нарушений, связанных именно с охраной труда (при общем числе нарушений трудовых прав работников в 1,85 млн.) . Наибольшее относительное количество нарушений трудового законодательства, выявленных в среднем в ходе одной проверки, было выявлено по вопросам:
— обучения и инструктирования работников по охране труда (в среднем 13,4 нарушения в ходе одной проверки);
— обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (8,2);
— проведения медицинских осмотров работников (5,46);
— проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (4,8);
— расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве (2,83).
Статистические данные наглядно демонстрируют, что ошибки работодателей в вопросах охраны труда весьма распространены и доминируют среди других правонарушений. Для их предупреждения в организации необходимо разработать и утвердить:
— инструкции по охране труда (на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда);
— перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации;
— журналы регистрации инструктажа: вводного, первичного и повторного (при необходимости внепланового и целевого);
— журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
— журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
— журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
— личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
— график периодических медицинских осмотров;
— положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.

Перечень документов будет зависеть от специфики деятельности организации.
Инструкция по охране труда утверждается приказом. Работники должны быть ознакомлены с данной инструкций под роспись. Как правило, для этого заводится отдельный журнал. Ознакомление производится в момент принятия работника на работу либо после издания документа по организации.

Кроме указанной инструкции целесообразно подготовить и размножить требования к безопасности при работе на ПК, множительной технике и другой оргтехнике в организации. Подобные документы следует разместить в доступных для работников местах, например, повесить над копировальным аппаратом.

В организации и в ее подразделениях должна быть аптечка с типовым содержимым на случай травм.
С 01 сентября 2008 года действуют новые правила, касающиеся порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда . Аттестации рабочих мест по условиям труда полежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация предполагает оценку рабочих мест по гигиеническим показателям, по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Указанную аттестацию необходимо проводить не реже одного раза в пять лет. Документы по аттестации рабочих мест хранятся в организации 45 лет. На каждое рабочее место должна быть составлена карта аттестации рабочего места по условиям труда.

Документы об оплате труда. Основные условия оплаты труда должны содержаться в трудовом договоре, о чем уже говорилось выше. Не следует забывать о том, что работодатель обязан выплачивать денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и отпускных. Несмотря на то, что задержка выплаты является распространенным нарушением, еще более распространено несоблюдение 236 статьи ТК РФ, где говорится о том, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан их произвести с уплатой процентов, денежной компенсации в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Если работодатель по каким-то причинам задерживает выплаты, то он должен учитывать указанную компенсацию, и зарплата должна быть выдана с учетом этой компенсации. Задержка выплаты заработной платы даже на 1 — 3 дня предполагает начисление процентов в указанном размере. В настоящее время, в условиях кризиса, подобного рода нарушения со стороны работодателя могут быть вполне распространены.

Глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций в интервью АиФ рекомендовал в случае задержки выплаты заработной платы обратиться в суд либо в государственную инспекцию труда (по месту нахождения предприятия) .
В связи со сложившей экономической ситуаций в стране необходимо несколько слов сказать о снижении заработной платы и о других изменениях в условиях труда работников. Для того чтобы работодателю грамотно оформить снижение заработной платы в организации и перейти на новые условия труда, следует издать приказ с предупреждением работника о грядущих изменениях. При этом формулировки «бессрочный отпуск» в приказе по предприятию быть не должно. В ТК РФ предусмотрен лишь «отпуск без сохранения заработной платы» (ст. 128). Предоставляться он может только по письменному заявлению работника (а не по инициативе работодателя), и продолжительность его должна быть четко оговорена.

Работодатель имеет право за 2 месяца предупредить работника о том, что заработная плата снижается в компании, — так как сложная финансовая ситуация в стране. Далее необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. То есть работодатель вправе изменить условия оплаты труда (ст. 74 ТК РФ). Но работнику он должен об этом сообщить письменно, с указанием причин, а главное — не позднее, чем за 2 месяца до снижения. На уведомлении работник должен обязательно расписаться. В случае несогласия сотрудника продолжать работу на новых условиях работодатель может предложить ему другие имеющиеся вакансии. При их отсутствии или отказе от них самого работника трудовой договор будет считаться расторгнутым (п. 7 ст. 77 ТК РФ).

Не зависят от кризиса в экономике выплаты по больничным листам. Часто лист нетрудоспособности становится для работника спасением при ненадлежащем отношении к работе и «головной болью» для работодателя. Во избежание ошибок в этой сфере администрации организации необходимо сначала выяснить — оригинал больничного перед ними или подделка. Например, подозрение в подлинности может вызвать наличие круглой печати, поскольку на новых листках нетрудоспособности круглых печатей врачей более не ставится.

Одним из простых способов определить подделку является запрос в поликлинику.
Следует обращать внимание на отметку о нарушении режима. День нарушения режима соцстрах не оплатит. Пособие снижается в следующих случаях: нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; неявка застрахованного лица без уважительной причины в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальных экспертиз; заболевание или травма, наступившая вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения, действий, связанных с таким опьянением.

При оплате больничного листа следует помнить, что листок нетрудоспособности может выдаваться нескольким родителям. Например, сначала часть больничного может сидеть с ребенком мама, а потом — папа. При оплате такого листа следует спросить ксерокопию первичного документа. В период отпуска по уходу за ребенком матери, отцу листок по нетрудоспособности не выдается именно на этого ребенка.

Приказом Минздравсоцразвития Россия от 27.10.08 № 593н внесены изменения в Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. № 514 (зарегистрирован в Минюсте России 13 ноября 2007 г. № 10476). Что изменилось?

1.Теперь Листок на отпуск по беремен­ности и родам вправе выдавать не только акушер-гине­колог и фельдшер, но и врач общей практики (семейный врач). При этом внизу листка должны стоять фамилия и под­пись не только лечащего врача, но и председателя врачебной комиссии медицинского учреж­дения.

2. Срок действия больничного по уходу за ребенком в возрасте от 7 до 15 лет при амбулаторном лечении или совместном пре­бывании с ним в стационаре до сих пор выдавался максимум на 15 дней по каждому заболева­нию. Теперь этот срок может быть продлен на основании медицинского заключения.

3. Введено правило оформ­ления листка, когда пациент после выдачи или продления листка нетрудоспособности пропустил прием в назначенный день и пришел позже, но все еще болеет. В этом случае в графе «с како­го числа» и «по какое число включительно» лечащий врач обязан проставить период неяв­ки и сделать соответствующую отметку в строке о нарушении режима. Такая запись будет основанием для организации начислить работнику пособие в размере одного MPОT со дня допущенного нарушения (ст. 8 закона № 255-ФЗ).

4. Листок может быть запол­нен на печатающем устройстве, а не от руки.

5. В правом верхнем и нижнем углах лицевой стороны должна стаять круглая печать.

6. Листок по уходу за больным могут выписать не только члену его семьи, но и любо­му другому родственнику.

Материалы семинара анализировала И.В. Погодина

Полезные адреса и сайты:

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

Адрес: 109012, Москва, Биржевая площадь, 1
Телефон/факс справочной службы Роструда: (495) 698-84-12

Телефон группы по работе с обращениями граждан: (495) 698-82-06

Телефон по вопросам регистрации корреспонденции министерств и ведомств: (495) 698-84-14
E-mail: [email protected]

Конвенция Международной Организации Труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 19 июня 1947 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2002. — № 2.

См об этом: Данюкова М. Предъявите трудовые книжки / М. Данюкова // Московский бухгалтер. – 2008. — № 7.

Васильчикова Н.В. Проверки федеральной инспекции труда / Н.В. Васильчикова. – М.: Омега-Л, 2006. — С. 7.

См. об этом: Ромко Л., Тюрина А. Будни организации под прицелом трудовых инспекторов / Л. Ромко ,А. Тюрина // Новая бухгалтерия. – 2008. — № 5.

См об этом: Мезенцев А., Карапетян Д. Инструменты воздействия трудовой инспекции // Расчет. – 2008. — № 6.

Белоусова М.В.Нарушения в кадровом делопроизводстве: виды и ответственность // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2008. — № 3.

С учетом статьи Цветковой О.В. Как организовать охрану труда на предприятии // Зарплата. – 2008. — № 6.

Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) http://www.rostrud.info/results/rezult2007 .

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31. 08. 2007 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10. 03. 2008. — № 10.