Инвентаризация активов и финансовых обязательств организации

Содержание статьи:

Инвентаризация активов и обязательств

Инвентаризация активов и обязательств — процедура выявления фактического наличия активов и обязательств, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета.

Инвентаризация активов и обязательств — это процедура выявления фактического наличия активов и обязательств, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета. Главным результатом инвентаризации является уточнение фактических остатков имущества, активов, обязательств.

Организации сами определяют порядок и сроки проведения инвентаризации, но есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация, к примеру, обязательно проводится перед составлением годового финансового отчета, как процедура подтверждения фактического наличия активов и обязательств (см. Случаи обязательного проведения инвентаризации).

Инвентаризация является важной процедурой, так как она позволяет выявить излишки и недостачи имущества, подтвердить фактическое наличие активов и обязательств, определить фактические остатки имущества.

Главным нормативным документом, который регулирует порядок проведения инвентаризации, является — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49). Этим документом утверждены также формы учета результатов инвентаризации. Применение именно этих форм в настоящее время не обязательно, но многие продолжают применять именно их. Тем более, что если не применять формы из Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, то придется разработать аналогичные, чтобы их использовать.

Порядок проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии Материально ответственных лиц (п. 2.8. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49).

Проводить выверку дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуется путем подписания с каждым контрагентом Акта сверки взаимных расчетов, который составляется с каждой организацией, у которой и перед которой есть задолженность.

Следует отметить, что подписание Акта сверки взаимных расчетов сторонами является не просто формальностью. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Подписание Акта сверки взаимных расчетов означает признание сторонами существующей задолженности и срок исковой давности начинает течь заново (Письмо Минфина России от 19.07.2011 N 03-03-06/1/426, Письмо ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955 и др.).

То же касается и Акта сверки расчетов с налоговым органом. Подписание такого акта налогоплательщиком означает признание указанной в акте недоимки. Так, абз. 3 п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 указывает:

«В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.»

Отражение результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации оформляются актами инвентаризации. Например, Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 предусмотрены:

Унифицированная форма N ИНВ-1 «ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»

Унифицированная форма N ИНВ-3 «ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Унифицированная форма N ИНВ-17 «АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ»

Результатом инвентаризации имущества может быть:

— совпадение учётных и фактических остатков

— Недостача (превышение учётных остатков над фактическими)

— излишки (превышение фактического остатка над учётным)

— Пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче)

По налогу на прибыль стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации определяется как сумма учтенного дохода (в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ) (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Первоначальная стоимость основного средства, которое выявлено в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Когда проведение инвентаризации обязательно

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, указаны в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Минфин РФ указал, что нужно ориентироваться именно на этот список ситуаций, когда инвентаризация обязательна («Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год» (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).

Проведение инвентаризации дебиторской задолженности, по которой создается резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль, обязательно. Так, указывается, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Другими случаями, когда проведение инвентаризации является обязательным является, например, продажа предприятия как имущественного комплекса. Так, ст. 561 ГК РФ указывает, что состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации. До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Статья 158 (п. 4) НК РФ, которая определяет особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, требует, чтобы к сводному счету-фактуре прилагался акт инвентаризации.

Участие аудитора в инвентаризации

В случае, если организация подлежит обязательному аудиту (см. Какие организации подлежат обязательному аудиту?), то при проведении инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского отчета следует привлекать аудиторов.

Аудиторскими стандартами предусматривается участие аудитора в процедуре инвентаризации (Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»). Участие аудитора в инвентаризации важно, так как посредством этой процедуры аудитор получает аудиторские доказательства. Так Правило (Стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях, регулирует порядок присутствия аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов.

Если аудитор не участвовал в инвентаризации, то это может быть основанием, чтобы высказать модифицированное мнение в аудиторском заключении. На это указывают п. 8, 9, 10 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» (Приложение N 2 к Приказу Минфина России N 46н).

Определения из нормативных актов

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Нормативные акты по теме

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»

Ознакомьтесь так же:  Увольнение по статье 81 п 6

Материально ответственное лицо (МОЛ) — работник, который несет материальную ответственность перед работодателем за сохранность вверенного ему имущества и денежных средств

Пересортица — выявление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования

Недостача материальных ценностей — превышение учётных остатков над фактическими (при инвентаризации)

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Главная > Лекция >Бухгалтерский учет и аудит

Тема. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств

Понятие, задачи и обязательные инвентаризации.

Виды и порядок проведения инвентаризации.

Документальное оформление инвентаризации

Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Понятие, задачи и обязательные инвентаризации.

Бухгалтерское наблюдение за состоянием и движением хозяйственных средств осуществляется с помощью документов. Однако возможны расхождения учетных записей с фактическими остатками средств. Для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета, для контроля за сохранностью средств используется элемент метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

Инвентаризация метод бухгалтерского учета, позволяющий обеспечить соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию путем пересчета, обмера, взвешивания. Инвентаризация — это обязательное дополнение к документации.

Правила проведения инвентаризации определены Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ (от 21.11.96 № 129-ФЗ), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.

Основными задачами инвентаризации язляются:

выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;

контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

выявление неиспользуемых, залежавшихся, неходовых, устаревших товарно-материальных ценностей,

проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предятием, кроме случаев когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно’.

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

при реорганизации предприятия, т. е. когда предприятие меняет собственников, либо меняет организационно-правовую форму, либо ликвидируется, либо происходит слияние этого предприятия с другим;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

2. Виды и порядок проведения инвентаризации.

Все проводимые в организациях инвентаризации делятся по ряду признаков:

по охвату имущества: полные; частичные.

При полной инвентаризации проверяются все виды имущества хозяйства. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.

Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества (например, ревизия кассы).

• по назначению: плановые; внезапные.

Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком (перед составлением годового отчета), а внеплановые (внезапные) — по мере необходимости (смена материально ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.). Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе:

руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии);

главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб);

Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).

В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.

Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. К ее началу должна быть закончена обработка приходных и расходных первичных документов, сделаны все записи в аналитическом, синтетическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т. д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись.

• При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях — заблаговременно.

Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

При инвентаризации фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера непосредственно в местах хранения (закрепления) имущества. Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).

3. Документальное оформление инвентаризации

Инвентаризация проводится по каждому материально ответственному лицу и месту хранения (складу), обязательно в присутствии материально ответственного лица. Все данные заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

Материально ответственное лицо дает расписку, что все ценности, отмеченные в описи, приняты им на ответственное хранение и никаких претензий к комиссии у него нет. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета.

Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения — излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а остальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

По отдельным объектам имущества и обязательств при необходимости делаются контрольные проверки правильности проведения инвентаризации и составляется «Акт контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей», в котором отмечаются фактические суммы инвентаризации и контрольной проверки и фиксируются расхождения (плюсовые и минусовые). Акт подписывают лицо, проводившее контрольную проверку, председатель инвентаризационной комиссии, члены комиссии.

На имущество, арендованное или находящееся на ответственном хранении, составляются отдельные списки.

4. Выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в следующем порядке:

Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые результаты у организаций или увеличением финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.

Отражение на счетах излишков, выявленных при инвентаризации:

Дебет 01 «Основные средства», Дебет 10 «Материалы», Дебет 41 «Товары»,

Дебет 43 «Готовая продукция», Дебет 50 «Касса»,

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Нормы убыли могут применяться в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Ознакомьтесь так же:  Почта россии подать заявление на розыск посылки

• Отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации:

а) Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Кредит 01 «Основные средства». Кредит 10 «Материалы», Кредит 41 «Товары», Кредит 43 «Готовая продукция», Кредит 50 «Касса»;

б) в розничных торговых организациях:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кредит 41 «Товары», Кредит 42 «Торговая наценка» (способом «Красное

• Списание недостачи в пределах норм естественной убыли:

Дебет 20 «Основное производство», Дебет 23 «Вспомогательное производство», Дебет 25 «Общепроизводственные расходы», Дебет 26 «Общехозяйственные расходы», Дебет 29 «Обслуживающие производства»,

Дебет 44 «Расходы на продажу», Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Списание недостачи за счет виновного лица:

а) Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

б) разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43-2:

Дебет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 98-4 «Доходы будущих периодов» (Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей);

в) погашение задолженности:

Дебет 98-4 «Доходы будущих периодов» (Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей),

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»;

г) восстановление суммы налога на добавленную стоимость (НДС) со стоимости недостающих активов:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

д) отнесение суммы налога на добавленную стоимость (НДС) на виновное лицо:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

е) возмещение виновным лицом суммы недостачи:

Дебет 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации», Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

• Списание недостачи на финансовые результаты:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

• Списание недостачи на финансовые результаты, виновники которых по решению суда не установлены:

а) на сумму недостачи:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кредит 10 «Материалы», Кредит 41 «Товары» и др.;

б) на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) по недостающим ценностям:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

в) списание недостачи:

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы с разрешения руководителя организации может быть допущен только в виде исключения. При этом товарно-материальные ценности должны быть одного и того же наименования, в тождественных количествах, за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица. О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Руководитель организации принимает окончательное решение.

Инвентаризация имущества и финансовых обязательств. Как правильно провести инвентаризацию?

В разделе справочника бухгалтера — Инвентаризация имущества и финансовых обязательств вы сможете найти информацию о порядке проведения инвентаризации в организациях Российской Федерации, бланки форм первичных документов и типовые проводки, отражающие результаты инвентаризации. Кроме того вы сможете ознакомиться с правовыми основами, определяющими правила возмещения выявленного в результате проверки ущерба.

Согласно п. 27 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ проведение инвентаризации в организациях обязательно как минимум перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (инвентаризация основных средств допускается не реже одного раза в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет). Процедура эта непростая, трудоемкая, но необходимая как для самой организации, так и для ее собственников.

Целями инвентаризации, согласно п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации, являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление полученных данных о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
  • проверка правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами.

Т.е. целью проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств является желание получить реальную картину имущественного положения в организации и выявить расхождения с данными учета.

Определимся, какое же имущество и обязательства подлежат инвентаризации. Согласно п. 1.2 Методических указаний по инвентаризации под имуществом организации понимаются:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • финансовые вложения;
  • производственные запасы;
  • готовая продукция;
  • товары и прочие запасы;
  • денежные средства и прочие финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами понимаются:

  • кредиторская задолженность;
  • кредиты банков;
  • займы;
  • резервы.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств (дата, перечень имущества и обязательств) устанавливается руководителем организации (кроме случаев с обязательной инвентаризацией).

Как же правильно провести инвентаризацию имущества и финансовых обязательств? Для ответа на этот вопрос разобьем процесс инвентаризации на локальные задачи, которые нам придется решить.

Задача 1. Формирование инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств необходимо создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию, состав которой утверждается руководителем организации в приказе о проведении инвентаризации по форме № ИНВ-22. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, инженеры, экономисты, техники и т.п. специалисты. Кроме того в состав комиссии можно включать представителей независимых аудиторских организаций. Примите во внимание, что при проведении инвентаризации обязательно присутствие всех членов комиссии.

Задача 2. Определить круг ответственных лиц и подготовить учетные документы

До начала проверки фактического наличия имущества и обязательств требуется определить круг лиц, несущих ответственность за хранение имущества и круг лиц, отражающих в учете операции с имуществом и обязательствами. Кроме того, необходимо подготовить приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, которые должны служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Задача 3. Инвентаризация имущества и обязательств

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и производят при обязательном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация подразделяется по видам имущества и финансовых обязательств следующим образом:

Задача 4. Оформление первичных документов по результатам инвентаризации

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации. Документы составляются не менее, чем в двух экземплярах. На каждой странице документов указывают прописью количество номенклатурных позиций материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от единиц измерения приведенного имущества. В документах не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Документы должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

Все отклонения фактических данных от учетных, выявленные в результате инвентаризации имущества, отражаются в сличительных ведомостях. Выявленные суммы излишков и недостач указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Для оформления инвентаризации отдельных видов имущества используются унифицированные формы первичной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

По результатам инвентаризации имущества и финансовых обязательств формируется обобщающая ведомость учета результатов инвентаризации по форме № ИНВ-26.

Задача 5. Отражение результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета

Выявленные в результате инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Согласно п. 28 данного положения, выявленные излишки и недостачи необходимо отразить на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм — за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

Ознакомьтесь так же:  Рк договор аренды земельного участка

Результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете. В настоящем разделе рассмотрены:

Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении

Какова периодичность инвентаризации финансовых обязательств в бюджетном учреждении?

Финансовые и иные обязательства учреждения должны быть проверены в рамках инвентаризации (п. 9 Инструкции по отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, пп. 80—81 федерального стандарта бухучета для организаций госсектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 27 Положения по ведению бухучета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н):

  • по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других ЧС, в том числе вызванных экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством и НПА;
  • при составлении годовой отчетности;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения.

Учреждение вправе определять в локальных правовых актах, в которых устанавливается порядок инвентаризации, в соответствии с п. 6 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, дополнительные основания для проведения соответствующей процедуры.

В случае если учреждение автономное или бюджетное, инвентаризация в нем должна проводиться по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным, поскольку в соответствии с п. 69 Инструкции, утвержденной приказом Минфина № 33н, данным организациям необходимо предоставлять распорядителю сведения по задолженностям (форма 0503769), которые, в свою очередь, выявляются в ходе инвентаризации.

Каков алгоритм инвентаризации финансовых обязательств в бюджетных структурах?

Алгоритм инвентаризации финансовых обязательств учреждения в целом будет схожим с тем, что характеризует инвентаризацию любых других пассивов, а также активов хозяйствующего субъекта. Он предполагает реализацию рассматриваемой процедуры в рамках следующих этапов:

1. Издание приказа руководством учреждения о проведении инвентаризации.

Для этого используется унифицированная форма ИНВ-22, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Посредством рассматриваемого приказа утверждается также комиссия по инвентаризации — внутренняя структура бюджетного учреждения, без которой инвентаризация не может быть проведена.

В случае если учреждение бюджетное или автономное, имеет смысл сформировать постоянно действующую комиссию, имеющую соответствующие полномочия, поскольку данными учреждениями предполагается регулярное, как мы отметили выше, раз в квартал, предоставление отчетности распорядителю на основе данных, получаемых в том числе в ходе инвентаризации.

2. Отражение сведений о приказе в журнале.

Данный журнал также составляется с применением унифицированного источника — ИНВ-23.

3. Оформление расписок материально ответственными лицами (далее — МОЛ).

Как правило, данные расписки включены в структуру унифицированных инвентаризационных описей, задействование которых предполагается на следующем этапе. Но если это не так — данные расписки могут составляться в свободной форме.

4. Заполнение унифицированных инвентаризационных описей, иных документов — например, сличительных ведомостей по итогам изучения документов бухучета, отражающих наличие у учреждения финансовых обязательств.

В данном случае речь идет о заполнении как минимум:

  • описи по форме 0504083 (опись задолженностей по займам), утвержденной в Приложении № 1 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н;
  • описи по форме 0504089, также утвержденной приказом № 52н (опись расчетов с покупателями, поставщиками).

Можно отметить, что в структуре обеих форм присутствуют формулировки, с юридической точки зрения аналогичные тем, что могут приводиться в расписках МОЛ.

Если учреждение бюджетное или автономное, то оно должно , как мы отметили в начале статьи, также заполнять форму 0503769 по приказу № 33н по состоянию на 1 июля, 1 октября, 1 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, могут составляться иные описи, предусмотренные локальным нормативом учреждения, который регламентирует инвентаризацию.

5. Заполнение отчетных документов:

  • всеми учреждениями — акта сверки взаиморасчетов с контрагентами, перед которыми у учреждения есть финансовые обязательства (по унифицированной форме ИНВ-17);
  • бюджетными и автономными учреждениями — cведений о проведении инвентаризаций в виде Таблицы № 6 по приказу № 33н.

Рассмотрим более подробно работу с указанными формами.

Инвентаризация финансовых обязательств: заполнение форм ИНВ-22 и ИНВ-23

Итак, первый этап инвентаризации финансовых обязательств учреждения — составление приказа о проведении соответствующей инвентаризации по унифицированной форме ИНВ-22. В данном случае в документе принципиально важно отразить:

  • перечни конкретных обязательств, которые подлежат инвентаризации;
  • причину проведения инвентаризации (она может отражать специфику хозяйственных операций с пассивами — например, если кредитор направил учреждению исковое требование с завышенными цифрами, и это стало причиной инициирования инвентаризации обязательств).

В остальном документ заполняется так же, как и в случае с инвентаризацией любого другого пассива или же актива. Нужно корректно отразить данные о составе комиссии, обеспечить заверку документа руководителем.

Ознакомиться подробнее со спецификой заполнения формы ИНВ-22 вы можете в статье:

Сведения о приказе о проведении инвентаризации должны быть отражены в журнале, который составляется на основе другой унифицированной формы — ИНВ-23. В данном источнике также важно отразить перечень конкретных обязательств, которые проверяются в рамках инвентаризации. В остальном заполнение соответствующей формы осуществляется по общим правилам.

Узнать больше об особенностях заполнения формы ИНВ-23 вы можете в статье:

Инвентаризация финансовых обязательств: описи

Рассматриваемый документ применяется в целях отражения итогов инвентаризации о долгах учреждения перед контрагентами в соответствии с учетными сведениями. Форма 0504083 позволяет отразить, в частности:

  • величину долга — в целом, по основной части, процентам;
  • величину неуплаченных процентов, штрафных санкций, пеней;
  • подтвержденные и неподтвержденные суммы долгов;
  • просроченную задолженность.

Рассматриваемый документ должен быть подписан главой комиссии по инвентаризации и всеми ее представителями.

Следующий важный документ при инвентаризации финансовых обязательств учреждения — опись расчетов с контрагентами по форме 0504089. В нем фиксируются:

  • сведения о долгах учреждения (обусловленных, в частности, обязательствами по гражданско-правовым договорам);
  • сведения о контрагентах;
  • суммы задолженностей, классифицируемые по различным основаниям;
  • подтвержденные и неподтвержденные долги;
  • суммы с истекшим сроком исковой давности.

Аналогично рассматриваемый документ подписывается главой комиссии и ее членами.

Сведения о задолженности бюджетного и автономного учреждений

Бюджетные и автономные учреждения заполняют на соответствующем этапе инвентаризации сведения о задолженности учреждения по форме 0503769. В данном документе фиксируются:

  • данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
  • данные о просроченных задолженностях;
  • аналитические сведения о движении обоих типов задолженностей.

Можно отметить, что рассматриваемая форма задействуется в рамках инвентаризации финансовых обязательств, прежде всего в целях удостоверения корректности освоения учреждением бюджетных средств. В случае если в форме 0503769 будут отражены не предусмотренные контрактом долги или их размер превысит тот, что предусмотрен контрактом, у распорядителя бюджетных средств обязательно возникнут вопросы к руководству учреждения.

Акт сверки с контрагентами

Заполняется соответствующий акт на основе тех сведений, которые отражены в описях по задолженностям, рассмотренным выше.

Главная цель его составления — получить подтверждение текущего состояния задолженности от контрагента.

Кроме того, акт полезен с точки зрения:

  • выявления ошибок в учете финансовых обязательств учреждения;
  • отражения отсутствия разногласий по задолженностям со стороны контрагента;

Обязательно составление соответствующего документа в 2 экземплярах при условии подписания обоих компетентными представителями учреждения, а также представителями контрагента.

Подписанный акт может быть основанием для инициирования взыскания долга с обязанной стороны в суде.

Ознакомиться с порядком заполнения формы ИНВ-17 вы можете в статье:

Сведения об инвентаризациях по таблице № 6

Бюджетные и автономные учреждения составляют еще один отчетный документ — таблицу № 6 по приказу № 33н. В ней отражаются сведения о результатах проведенных в рамках отчетного периода инвентаризаций обязательств учреждения.

В графах 1–4 Таблицы № 6 отражаются причины инициирования инвентаризации, дата ее проведения, а также реквизиты приказа о ее проведении.

В графах 5 и 6 фиксируются расхождения результатов инвентаризации со сведениями бухучета.

В графе 7 указывается перечень мер, которые приняты учреждениями в целях устранения обнаруженных расхождений.

Таблица № 6 предоставляется распорядителю бюджетных средств 1 раз в год.

Финансовые обязательства бюджетного учреждения перед заемщиками и контрагентами отражаются в документах бухгалтерского учета и периодически подлежат проверке в рамках инвентаризации. Для удостоверения различных типов финансовых обязательств применяются унифицированные формы, утвержденные приказами Минфина России № 33н (в его юрисдикции — бюджетные и автономные учреждения) и № 52н (в его юрисдикции — все госучреждения, в т. ч. казенные). Конечная цель проведения инвентаризации соответствующих обязательств — предоставление распорядителю сведений, отражающих факты корректного получения и расходования средств бюджетным учреждением.

Ознакомиться с иными сведениями об инвентаризации обязательств вы можете в статьях: