Этапы развития социально трудовых отношений

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовые отношения

Социально-трудовыми отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, трудовым договором и т.д.)

При этом понятие социально-трудовых отношений намного шире, понятия трудовых отношений и отражает не только юридический, но и социально-экономический и психологический аспекты трудового процесса.

Элементы системы социально-трудовых отношений:

  • субъекты социально-трудовых отношений;
  • уровни социально-трудовых отношений;
  • предметы социально-трудовых отношений;

Субъекты социально-трудовых отношений

К субъектам социально-трудовых отношений относятся: наемный работник, работодатель, государство.

Наемный работник — это физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с работодателем на выполнение определенной работы в соответствии со своей квалификацией и своими способностями. Защитой интересов наемных работников занимаются, в первую очередь, профессиональные союзы.

Работодатель — это физическое или юридическое лицо (организация), нанимающее для работы одно или более лиц. При этом работодателем может быть как собственник средств производства, так и его представитель (например, руководитель организации, не являющийся ее владельцем).

Государство в системе социально-трудовых отношений выполняет законодательную функцию, а также выступает в качестве координатора и организатора данных отношений, а также посредника и арбитра при трудовых спорах. C другой стороны, государство также является работодателем.

Уровни социально-трудовых отношений подразделяются на:

  • индивидуальный и коллективный;
  • государственный уровень, уровень организации, рабочего места и др.

Предметами социально-трудовых отношений являются различные аспекты трудовой жизни человека и организации.

К ним относятся:

  • организация и эффективность труда;
  • наем-увольнение;
  • оценка, условия и оплата труда, вопросы пенсионного обеспечения;
  • кадровая политика организации и т.д.

Анализ социально-трудовых отношений

Социально-трудовые отношения характеризуют экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью. Анализ социально-трудовых отношений обычно проводит по трем направлениям: субъекты; предметы, типы.

Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы. Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.

Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.

Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.

Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюза являются: обеспечение занятости и оплата труда.

Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на различных этапах их деятельности. Принято различать три основных стадии жизненного цикла человека:

  • от рождения до окончания обучения;
  • период трудовой и/или семейной деятельности;
  • период после трудовой деятельности.

На первой стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения. На второй — основными являются отношения найма и увольнения, условий и оплаты труда. На третьей — центральной является проблема пенсионного обеспечения.

В наибольшей степени предметы социально-трудовых отношений обусловлены двумя блоками проблем: занятость; организация и оплата труда.

Первый из этих блоков определяет возможности обеспечения людей средствами существования, а также реализации индивидуальных способностей. Второй блок связан с условиями труда, характером взаимоотношений в производственных коллективах, возмещением затрат рабочей силы, возможностями для развития человека в процессе трудовой деятельности.

Типы социально-трудовых отношений

Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.

Выделяют следующие виды социально-трудовых отношений по организационным формам

Патернализм характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия. Оно осуществляется под видом «отеческой заботы» государства о нуждах населения или администрации предприятия о его сотрудниках. Примером государственного патернализма может служить бывшими СССР.

Партнерство наиболее характерно для Германии. Экономика этой страны основана на системе детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наемные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнеры в решении экономических и социальных задач. При этом профсоюзы выступают с позиций, не только защиты интересов наемного персонала, но и эффективности производства на предприятиях и национальной экономики в целом.

Конкуренция между людьми или коллективами также может способствовать достижению синергетического эффекта. В частности, опыт показывает эффективность рационально организованной конкуренции между конструкторскими коллективами.

Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы людей.

Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и свои действия при решении социально-трудовых проблем. Субсидиарность можно рассматривать как противоположность патернализму. Если человек для достижения своих целей вступает в профессиональный или иной союз, то субсидиарность может реализовываться в форме солидарности. При этом человек действует солидарно при полном сознании своих целей и своей личной ответственности, не поддаваясь влиянию толпы.

Дискриминация — это основанное на произволе, незаконное ограничение прав субъектов социально-трудовых отношений. При дискриминации нарушаются принципы равенства возможностей на рынках труда, дискриминация может быть по полу, возрасту, расе, национальности и другим признакам. Проявление дискриминации возможны при выборе профессии и поступлении в учебные заведения, продвижении по службе, представлении услуг предприятия работникам, увольнении.

Конфликт является крайним выражением противоречий в социально-трудовых отношениях. Наиболее явными фордами трудовых конфликтов являются трудовые споры, забастовки, массовые увольнения (локауты).

По характеру влияния на результаты экономической деятельности

По характеру влияния на результаты экономической деятельности и качество жизни людей социально-трудовые отношения бывают двух типов:

  • конструктивными, способствующими успешной деятельности предприятия и общества;
  • деструктивными, мешающими успешной деятельности предприятия и общества.

Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов.

Деструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Интересы сотрудников предприятия могут различаться по ряду признаков: психофизиологические параметры (пол, возраст, здоровье, темперамент, уровень способностей и т.п.); национальность, семейное положение; образование; отношение к религии; социальное положение; политическая ориентация; уровень доходов; профессия и т.д.

Само по себе различие сотрудников предприятия по этим и другим признакам необязательно ведет к деструктивным взаимоотношениям. Известно множество примеров эффективного сотрудничества самых разных людей. Основным условием такого сотрудничества является наличие объединяющих ситуации или идеи, перед которыми индивидуальные и групповые различия становятся несущественными.

Объединяющие ситуации — это война, стихийное бедствие, экологическая катастрофа, необходимость сохранения (выживаемости) предприятия в конкурентной борьбе, страх безработицу. Объединяющие идеи могут быть религиозными, социально-политическими, научными и др.

Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия основывается на авторитете руководителей, системе пожизненного найма, высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.

Эффективность системы управления персоналом зависит от учета различий характеристик и интересов сотрудников. В частности, необходимо учитывать особенности работы женщин, людей пенсионного возраста, инвалидов и молодежи. Необходимо уважать религиозные чувства и национальные обычаи. При разработке режима труда и отдыха, систем мотивации и оплаты следует учитывать особенности творческого труда, семейное положение сотрудников, условия для повышения квалификации работников.

К числу наиболее важных социальных взаимоотношений относятся взаимоотношения между руководителями и подчиненными. В России экономика десятилетиями функционировала на основе административных методов, а точнее, просто на страхе подчиненных перед начальством. Такие взаимоотношения были особенно откровенными между руководителями различных уровней.

Опыт развитых стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Существенное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Функции регулирования социально-трудовых отношений на государственном уровне в Российской Федерации выполняет совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Данная совокупность формирует систему государственного регулирования социально-трудовых отношений.

Задачами системы гос.регулирования социально-трудовых отношений:

  • законотворческая деятельность в трудовой и смежных сферах;
  • контроль исполнения законов;
  • выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране (включая вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, уровня жизни, условий труда, конфликтных ситуаций и т.д.)
Ознакомьтесь так же:  Мегафон жалоба на спам

Законодательное регулирование социально-трудовых отношений

Следует отметить, что в условиях рыночной экономики государственное регулирование трудовых отношений имеет ограниченный характер и нацелено на обеспечение граждан социальными гарантиями. Это выражается, прежде всего, в установлении при помощи нормативно-правовых актов границ, в рамках которых должны действовать субъекты социально-трудовых отношений.

К таким нормативно-правовым актам относятся трудовое законодательство, пенсионное законодательство, нормативные акты о защите социальных и трудовых прав отдельных категорий граждан и т.д.

Целями трудового законодательства являются:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Законотворчество в области регулирования социально-трудовых отношений осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Государством также разрабатывается и реализуется ряд краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ с целью решения отдельных вопросов, лежащих в социально-экономической плоскости. Такие программы также подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального масштаба, региональные, связанные со спецификой отдельных территорий и отраслевые, нацеленные на решение проблем отдельных отраслей.

В Российской Федерации в механизме государственного регулирования трудовых отношений задействованы три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительная власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами. До административной реформы 2004 года вопросами регулирования социально-трудовых отношений занималось Министерство труда и социальных отношений РФ (Минтруд).

Судебная власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений.

Модели государственного регулирования социально-трудовых отношений

Существуют две основные модели государственного регулирования социально-трудовых отношений:

  • англо-саксонская;
  • европейская (рейнская).

Англо-саксонская модель практикуется в США, Великобритании, Тайване и некоторых других странах. Основные особенности данной модели заключаются в том, что государство рассматривает работодателей и работников как равных игроков рынка и выполняет функции поддержания необходимых для рынка элементов, таких как конкуренция, ограничение монополий, создание нормативно-правовой базы и т.д. Европейская модель основывается на предположении, что работники находятся в зависимом положении от работодателей и нуждаются в поддержке и защите со стороны государства в виде поддерживаемой на достаточно высоком уровне минимальной оплаты труда, социального и медицинского страхования, наличии государственных органов, защищающих интересы работников.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ;

Социально-трудовые отношения — это объективно существующие взаимосвязи и взаимоотношения между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

РЕГУЛИРОВАНИЕ.

ТЕМА № 4.СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ

4.1. Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений.

4.2. Формирование и развитие социально-трудовых отношений.

4.3. Социальное партнерство

4.4. Разрешение трудовых коллективных споров

4.5.Система регулирования социально-трудовых отношений

Социально-трудовые отношения характеризуют социально-экономические, психологические аспекты.

Система социально-трудовых отношений (СТО) включает следующие элементы: субъекты, уровни, предметы, принципы и типы (рис. 4.1.).

Однимиз субъектов социально-трудовых отношений являетсянаемный работник — гражданин, заключивший трудовой договор (контракт) с работодателем на проведение определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д. В роли наемного работника как субъекта социально-трудовых отношений могут выступать индивидуум и группы работников, различающиеся по своему социальному, профессиональному, территориальному и другому положению, по направленности интересов, мотивации труда и многим другим признакам.

Защищают социально-трудовые интересы наемных работниковпрофессиональные союзы — массовые организации, объединяющие наемных работников, а также другие объединения наемных работников, которые защищают социально-трудовые интересы наемных работников.

Работодателькак субъект СТО — это человек, работающий самостоятельно и постоянно нанимающий для работы одного или многих лиц. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем.

Рис. 4.1. Элементы системы СТО

Государство в системе социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, координатор и организатор регулирования этих отношений, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Уровеньсоциально-трудовых отношений определяется свойствами социальной среды, в которой функционируют субъекты этих отношений, т.е. можно выделить индивидуальный и групповой уровень, уровень отрасли, организации, рабочего места и др.

В качестве предметовиндивидуальных социально-трудовых отношений выступают различные стороны трудовой жизни человека на разных этапах его жизненного цикла: на первом этапе (от рождения до окончания школьного образования) — трудовое самоопределение, профориентация, профобучение и т.п.; на втором этапе – трудовой и (или) семейной деятельности – наем-увольнение, оценка труда, условия и оплата труда; на третьем, заключительном этапе – природа старости – вопросы пенсионного обеспечения, сохранение и поддержания трудовой активности и т.д.

Предметом коллективных социально-трудовых отношений является кадровая политика, включающая весь спектр деятельности организации по управлению персоналом.

Принципы, лежащие в основе СТО, в различной своей комбинации формируют различные типы этих отношений, которые, в свою очередь характеризуют социально-психологические, этические и правовые нормы взаимоотношений субъектов в процессе и по поводу трудовой деятельности. Характеристики основных типов СТО представим в таблице 4.1. Следует отметить, что в чистом виде названные типы СТО не существуют, они проявляются в различных комбинациях.

Таблица 4.1. Характеристика основных типов социально-трудовых отношений

На формирование СТО в обществе влияют многочисленные факторы политического, экономического, социокультурного и исторического характера. В качестве основных следует выделить три фактора: социальная политика и ее особенности в стране; глобализация экономики; уровень развития общественного труда и производства.

Социальная политика — это действия органов государственной власти и государственного управления, направленные на повышение качества жизни людей в обществе; система целенаправленных мер стратегического характера, включая механизм формирования и регулирования СТО.

Социальная политика определяет комплекс мер, способствующих развитию СТО: улучшение ситуации на рынке труда, повышение оплаты труда, охрана труда и социальная защита, защита наемных работников, развитие социального партнерства. При этом необходимо определить границы реализации принципов рыночной экономики в системе СТО с учетом ограничителей: взаимосвязь рыночных механизмов с будущими поколениями; элементы СТО, определенные Конвенциями МОТ и подтвержденные обязательствами России в рамках мирового сообщества, которые по своему содержанию не могут быть «рыночными».

Глобализация экономики как процесс формирования системы международного разделения труда не только характеризуется бурным ростом мировой торговли, активными потоками иностранных инвестиций, стремительными изменениями технологических процессов, но и усиливает взаимозависимость национальных финансовых рынков, увеличивает валютные потоки спекулятивных операций между государствами, способствует росту вторичных финансовых рынков, усилению несбалансированности в платежеспособности, в торговле. Все эти процессы в совокупности воздействуют на макроэкономическую политику на национальных уровнях и ограничивают ее формирование — особенно политику в сфере труда и СТО, вызывая серьезные проблемы во всем мире Как фактор формирования СТО глобализация высвобождает экономические силы, которые углубляют уже существующее неравенство в сферах производительности труда, доходов, материального благосостояния, препятствуют установлению равных возможностей в СТО.

Развитие общественного труда характеризуется объективными закономерностями разделение и кооперация труда, рост производительности труда, замещение труда капиталом. Разделение и кооперация труда. Как структурообразующие факторы СТО выступают в их предметной и функциональной формах, в вертикальном и горизонтальном разрезах и определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, а также требования к качеству рабочей силы и качеству труда наемных работников

Организационные формы разделения и кооперации труда все чаще определяются не столько технической базой, сколько традициями фирмы, необходимостью контроля со стороны менеджеров, особенностями продукции, при этом эффективность труда выше, если персонал организации является совокупностью не изолированных индивидуумов, а высокоэффективных рабочих групп, влияющих на индивидуумов посредством установленных правил, которые способствуют выработке у них определенного поведения.

Важнейшая закономерность развития общественного труда, воздействующая на СТО, — замещение труда капиталом, которое происходит под воздействием роста производительности труда за счет научно-технического прогресса (НТП), финансовых факторов, особенностей развития национальной экономики.

Важное значение в формировании системы СТО имеют роль и место предприятий в этой системе и особенность предприятия, организационная форма, жизненный цикл развития, размер предприятия, его тип, отраслевая принадлежность, финансовое положение и т.п. Система СТО на уровне предприятия определяется основными рамочными элементами; концепцией и стратегией развития организации; системой рабочих мест кадровой политикой, трудовым поведением.

Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений

Процесс формирования социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием большого количества факторов, значимость которых определяется исторической, экономической, социокультурной и политической ситуацией в стране и мире. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.

Ознакомьтесь так же:  Доплата за совмещение профессий по тк рф

Концепцией развития современного общества является концепция развития человеческого потенциала, рассматривающая человека как цель и критерий социального прогресса. Эта концепция включает механизм формирования и регулирования социально-трудовых отношений как важнейший элемент социальной политики. При этом социальная политика понимается как стратегическое социально-экономическое направление, выбранное правительством страны для всестороннего развития человека, обеспечивающее достойный уровень и условия его жизни и труда, его социальную защищенность. Последняя включает законодательно установленные гарантии социальной защиты, социальной поддержки и социальной помощи, представляющие собой различную адресную систему мер:

  • o социальная защита — система мер, обеспечивающая социальную защищенность преимущественно нетрудоспособного населения и социально-уязвимых слоев населения;
  • o социальная поддержка — система мер, относящаяся в основном к экономически активному населению, представляет собой создание условий, позволяющих наемным работникам обеспечить их социальную защищенность;
  • o социальная помощь — система мер, относящаяся ко всему населению (нетрудоспособному и трудоспособному), как правило, кратковременного характера; социальная помощь оказывается людям, попавшим в экстремальные жизненные ситуации.

Главная цель социальной политики — повышение уровня и качества жизни граждан на основе обеспечения роста инвестиций в человеческий потенциал; повышение эффективности предоставления государственной социальной помощи нуждающимся на принципах адресной социальной поддержки; ускорение роста социального развития за счет модернизации экономики, взвешенной макроэкономической политики, структурных реформ и интеграции в систему мирохозяйственных связей; обеспечение экономического роста и стимулирование спроса на внутреннем рынке; увеличение расходов на социальную инфраструктуру; предоставление каждому трудоспособному человеку возможностей, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи.

В самом общем виде социальная политика воплощает обобщенные принципы и приоритеты общества, которые государство, его институты, конкретные организации собираются применять в регулировании социально-трудовых отношений между различными социальными субъектами. Она призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов на основе баланса текущих и перспективных интересов всего общества. Социальная политика формируется по различным направлениям жизнедеятельности человека (политика в области труда, социально-трудовых отношений, в области доходов населения, политика занятости и регулирования рынка труда и проч.) и реализуется на всех уровнях управления (от федерального до уровня предприятия) в виде комплекса социальных программ (определение объема услуг в социальной сфере на душу населения, оценка стоимости жизни и уровня доходов населения, расчет прожиточного минимума, подготовка программ деятельности служб занятости, разработка системы мер по реализации социальных гарантий, выплат и льгот работникам, разработка тарифной политики, регулирование цен, определение системы показателей социальной безопасности (уровня занятости экономически активного населения (ЭАН), уровня жизни населения, уровня образования, обеспеченности жильем и проч.).

Фактором, все более мощно регулирующим социально-трудовые отношения в современном мире, является глобализация экономики, которая представляет собой процесс формирования системы международного разделения труда, мировой инфраструктуры, мировой валютной системы, международной миграции рабочей силы, рост мировой торговли и потоков иностранных инвестиций, стремительные технологические инновации. Глобализация экономики сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков, увеличением спекулятивных валютных потоков между государствами, платежной и торговой несбалансированностью, которые в совокупности ограничивают возможность формирования макроэкономической политики, политики в сфере труда и социально-трудовых отношений. Негативные последствия глобализации вынуждают страны использовать в социально-трудовых отношениях политику трудового протекционизма — защиты национальных рынков труда с использованием методов квотирования и лицензирования, экспертизы международных технологических и экономических проектов, регулирования валютных курсов и т.д., которые направлены на защиту рабочих мест на национальном рынке труда. Однако на рынке труда используются и свои специфические методы защиты интересов трудящихся — административное ограничение притока иностранной рабочей силы, регулирование цены рабочей силы и т.д. России еще предстоит оценить воздействие последствий глобализации экономики, включая мировой финансовый кризис, на социально-трудовые отношения.

Мощным фактором, определяющим процессы формирования и развития социально-трудовых отношений, являются объективные закономерности развития общественного труда и производства, которые выступают в форме разделения и кооперации труда, роста производительности труда, замещения труда капиталом. Разделение и кооперация труда являются структурообразующими факторами в социально-трудовых отношениях, так как конкретно проявляются в формировании сфер и видов занятости, в формировании отраслей, профессий и специальностей. Разделение и кооперация труда определяют место каждого работника в процессе труда, его функции, обязанности, требования к качеству труда и рабочей силы. Степень разделения и кооперации труда характеризуют степень сложности состава и многообразие взаимосвязей в системе социально-трудовых отношений. Разделение и кооперация труда, структурируя рабочую силу, дифференцируя доходы и формируя властные структуры, предопределяют характер легитимности социально-трудовых отношений.

В любой организации наряду с видимыми процессами разделения и кооперации труда, отношениями власти и подчинения интенсивно протекают невидимые процессы, регулирующие неформальные социально-трудовые взаимодействия людей. Развитие неформальных отношений может привести к существенному перераспределению власти и ответственности в организации на фоне поддержки стратегии развития организации, либо препятствия ее реализации.

Важнейшей закономерностью развития общественного труда, влияющей на социально-трудовые отношения, является процесс замещения труда капиталом под воздействием роста производительности труда, вызванного достижениями научно-технического прогресса и финансовыми факторами. Важными факторами, определяющими состояние социально-трудовых отношений, являются роль и место предприятия в системе общественных отношений, а также особенности предприятия (отраслевая принадлежность, организационная форма, цикл развития, размер).

Вместе с тем социально-трудовые отношения на предприятиях всегда зависят:

  • а) от концепции и стратегии развития организации, кадровой политики, трудового поведения (мотивов, норм поведения, конфликтности);
  • б) от типа предприятия и типа производства (на небольших предприятиях формируются патриархально близкие трудовые отношения на межличностной основе; на крупных предприятиях межличностный компонент между работником и работодателем сведен к минимуму);
  • в) от стадии развития (жизненного цикла) предприятия в направлении «неформальных размытых отношений» (на стадии зарождения предприятия), формальных с большим количеством отдельных элементов, представляющих систему отношений (на стадии стабилизации организации), преобразования сложившейся системы социально-трудовых отношений в определенную организационную культуру (на стадии развития организации в рамках долгосрочного планирования).

1.3. Современный этап развития социально – трудовых отношений

Основных направлений и приоритетов социальной политики на современном этапе развития украинского общества относятся социальная политика, направленная на создание условий для реализации социального потенциала человека; социальная политика как фактор развития общественных, социальных отношений; социальная политика, нацеленная на формирование социальной безопасности человека и общества; гуманитарная сфера и гуманитарная политика.

Социальная политика, направленная на создание условий для реализации социального потенциала человека

В этот блок входят такие направления социальной политики: • расширение, углубление общественного поля для реализации творческого социального потенциала человека, свободы выбора ею способов

и форм самореализации в сфере социального бытия, обогащение содержания и направлений альтернативной деятельности в процессе социального, общественного развития;

• достижения в обществе социального согласия в процессе общественного развития на основе установившихся процессов социальной структурированности, социального мира и сотрудничества, социального партнерства как разных классов, социальных групп, слоев общества, так и субъектов социального регулирования, рыночного хозяйства;

• утверждение в обществе социальной справедливости как важной общественной ценности, без осуществления которой невозможно полноценное социальное и экономическое развитие общества, свободы, удовлетворения социальных потребностей и интересов человека, создание условий для социальной безопасности;

• формирование в обществе новой социальной культуры, которая основывалась бы на новой парадигме базисных морально-этических, социальных ценностей, знаний, убеждений, мировоззренческих ориентаций, в частности нового социального мировоззрения, в органическом единстве с общественной деятельностью по освоению социального бытия, самореализации социального потенциала человека, преодоления противоречий между устоявшимися, традиционными социальными ценностями и новой системой социальных ценностей.

Социальная политика как фактор развития общественных и социальных отношений

Этот блок содержит такие основные направления социальной политики:

• формирование и развитие социально-рыночных отношений, социально ориентированного хозяйства, при которых экономическая свобода рынка будет способствовать усилению социальной безопасности человека и общества, социальной защищенности личности, ее независимости от государства;

• развитие социально-классовых отношений на основе становления различных элементов новой социально-классовой структуры общества и формирование мощного среднего класса как фактора социально-политической и экономической стабильности общества, создание условий для функционирования динамических процессов социальной мобильности;

• развитие этнонациональных отношений на основе взвешенной этно-национальной политики, основная цель которой заключается в обеспечении условий свободного развития народов Украины, соблюдении конституционных прав, свобод и равенства граждан Украины всех национальностей

перед законом, участия их во всех сферах жизни общества, оптимальном учете интересов, создании благоприятных условий для развития каждой национальности, во всестороннем развитии украинского языка, удовлетворения языковых потребностей национальных меньшинств, в сочетании этно-национального и общечеловеческого, этического и социального в национальном;

• развитие семейно-брачных отношений, направленных на укрепление социальных, духовных, моральных, материальных устоев семьи, эффективное выполнение ею своей репродуктивной, воспитательной, экономической, социальной функции, разрешение противоречий, возникших между семьей и государством и обществом; переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье;

Ознакомьтесь так же:  Налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год

• развитие территориально-поселенческих отношений, регулирования социально-пространственных форм организации общества (прежде всего расселения, социально-культурными процессами урбанизации, а также миграционными процессами, соблюдение необходимых пропорций для расширенного воспроизводства доли городского и сельского населения;

• развитие социально-демографических отношений на основе осуществления активной демографической политики, основными задачами которой является обеспечение развития народонаселения, снижение смертности во всех возрастных группах населения, особенно населения трудоспособного возраста, преодоление негативной тенденции снижения численности населения, повышение продолжительности жизни, обеспечение расширенного воспроизводства населения;

• развитие социально-трудовых отношений и прежде всего рынка труда и занятости населения с целью повышения эффективности использования трудового потенциала, обеспечение продуктивной занятости, снижение уровня скрытой безработицы, создание новых и эффективное использование имеющихся рабочих мест, осуществления эффективной политики поддержки самозанятости населения, повышение территориальной мобильности с целью перераспределения рабочей силы между регионами;

• регулирование миграционными процессами с целью защиты национального рынка труда и интересов граждан Украины, работающих за ее пределами, содействие процессу репатриации (возврата) депортированных из Украины, выходцев с Украины и их потомков (с территории Украины по национальному признаку), защита интересов и прав украинских работников-мигрантов, сохранение трудового и интеллектуального потенциала государства, упорядочение внешней трудовой миграции граждан Украины;

• осуществление защиты трудовых прав граждан (что является важной составляющей социально-трудовых отношений) прежде всего на безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не низшую от определенной законом, законодательное урегулирование системы государственного надзора и контроля за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов о труде;

• реализация социальной политики в области охраны труда как важного элемента социально-трудовых отношений, основными задачами которой является создание безопасных условий труда на производстве, в частности безопасных рабочих мест, существенное снижение уровня рабочего травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения состояния гигиены труда и производственной среды, обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты;

• развитие отношений социального партнерства с целью утверждения в обществе социального согласия, гражданского мира и демократии, сбалансирования интересов различных классов, социальных групп, слоев населения, урегулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений в сфере труда и занятости, совершенствования сотрудничества и взаимодействия представительных органов, сторон социально-трудовых отношений, повышение роли государства как гаранта социального партнерства.

Социальная политика, направленная на формирование социальной безопасности человека и общества .

До указанного блока входят следующие направления социальной политики:

• создание условий для повышения социально-экономической активности населения, применение современных мотивационных и стимулирующих механизмов высокопроизводительного труда (в частности, таких, как участие трудящихся в распределении прибылей, акционировании предприятий, определения размеров заработной платы через оценку личного вклада и деловых качеств работников);

• создание условий для обеспечения достаточного жизненного уровня каждого человека на основе осуществления взвешенной активной политики доходов, уменьшение их дифференциации, предотвращения бедности, ограничение социального расслоения населения по уровню доходов, стимулирования, формирования стабильного платежеспособного спроса населения на основе социальной самозащиты, самоутверждения каждым тружеником собственного благосостояния, микросхемы всемирного социальной защиты согласно собственного трудового вклада и степени социально-экономической активности. Активная политика доходов должна предусматривать преодоление диспропорций, образовавшихся (чрезмерное имущественное расслоение населения), и осуществляться не искусственным ограничением верхнего уровня доходов, а наоборот, путем их легализации и вывода из тени, расширение прослойки людей, которые пользуются частной собственностью, получая от этого доходы. Одним из принципиальных приоритетов социальной политики должны стать стимулирование населения к приобретению частной собственности и ее эффективную защиту;

• внедрение гибкой, динамичной системы оплаты труда на основе приостановки падения стоимости рабочей силы и обеспечения ее опережающего роста, глубокой структурной реформы заработной платы, ее опережающего роста, формирования ее новой модели, увеличение ее доли в структуре общественного дохода как основного источника повышения благосостояния граждан, что основывается на высокой цене рабочей силы, приближение минимальной заработной платы к черте малообеспеченности, повышение уровня минимальной заработной платы, усиление влияния тарифной системы при определении заработной платы. Важным в этом аспекте является также совершенствование механизмов определения минимальной заработной платы (основу которой составляет прожиточный минимум), переход на новый социальный стандарт — регулируемую минимальную почасовую заработную плату, усиления государственного воздействия на нормирование труда, уменьшение налоговой нагрузки как на фонд оплаты труда, так и на доходы граждан, реализация государственных гарантий по индексации заработной платы, которая будет поддерживать ее стабильный реальный уровень, определения размеров заработной платы путем оценки личного вклада и деловых качеств работников;

• формирования динамичной, гибкой системы социальной защиты, которая предусматривает несколько типов социальных мероприятий на основе расширения и углубления социально-экономической базы, общественного поля социальной безопасности человека, усиление социальной защищенности личности, активного реформирования существующей системы социальной защиты и прежде всего тех ее составляющих, которые ставят труженика в абсолютную социальную зависимость от государства;

• разработка и внедрение в практику новой модели социального страхования по всем видам общеобязательного государственного социального страхования (пенсионного, медицинского, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, связанными с рождением и погребением, на случай безработицы, а также от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности) на основе сочетания интересов застрахованных граждан на принципах справедливого распределения финансового бремени между ними, внедрение системы управления средствами обязательного государственного социального страхования, преобразование системы социального страхования с компонента налоговой, распределительной системы, которая выполняет несвойственные ей функции социальной помощи, осуществляемых государством и профсоюзами, надежный способ микро — и макроэкономического и социального регулирования;

• реформирование системы пенсионного обеспечения с целью закрепления в рамках национальной системы пенсионного обеспечения населения нескольких самостоятельных систем на основе как обязательного, так и добровольного страхования, в частности государственной системы с обязательным пенсионным страхованием и негосударственной, что функционирует на началах добровольного страхования, то есть внедрения трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

— усовершенствование солидарной системы пенсионных выплат (пенсии из текущих поступлений);

— закрепление системы индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

— внедрение системы негосударственного пенсионного страхования, которая будет обеспечивать выплату дополнительной пенсии за счет добровольных пенсионных взносов граждан;

— реформирование системы социальной помощи, развитие адресной помощи на основе:

— повышение обоснованности социальной помощи по ее адресной направленности;

— углубление адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, прежде всего нетрудоспособных;

— замены системы льгот отдельным категориям населения на адресную целевую помощь;

— развития сети учреждений, представляющих социальную помощь (прежде всего территориальных центров социального обслуживания, домов для ветеранов войны и труда);

— разработки единых принципов, критериев в представлении различных видов социальной помощи;

— углубление всестороннего изучения целостного представления о бедности, ее критерии и измерения с учетом мирового опыта;

— развитие системы жизнеобеспечения и социального обслуживания инвалидов, ветеранов войны и труда, создание условий для социально-трудовой реабилитации инвалидов, возвращение их к полноценной жизни;

— осуществление социальной поддержки семьи, женщин, детей, молодежи на основе активных форм поддержки семьи (дополнительное обучение, переквалификация работников), оказания комплексной поддержки малообеспеченным семьям, соблюдение на практике принципа равенства женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни, создания гибкого механизма работы с детьми, внедрение системы социальной работы с молодежью и детьми;

• осуществление социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, путем создания надлежащих условий их жизнеобеспечения, надежной системы государственных, социальных гарантий для всех категорий пострадавших лиц;

• создание условий развития меценатства, благотворительной деятельности (неприбыльной, некоммерческой деятельности организаций и отдельных лиц) как важного средства инвестирования социальной сферы (в частности, финансирование объектов инфраструктуры и малообеспеченных), превращение благотворительности отдельных лиц в политику государства, от отдельных акций к системе (содействия благотворительности предусматривает совершенствование законов Украины «О благотворительности и благотворительной деятельности» и «О налогообложении прибыли предприятий»);

• глубокая структурная реформа государственной жилищной политики на основе создания условий для расширения, стимулирования и децентрализации жилищного строительства в различных формах за счет различных источников финансирования, рынка строительных услуг, изменения структуры жилищного фонда, стратегии строительства, переход на самоокупаемую плату за пользование жильем и коммунальными услугами и адресные субсидии этих расходов отдельным категориям граждан, создание благоприятной жилой среды;

• реформирование системы охраны здоровья населения с целью обеспечения доступности медицинской и медико-санитарной помощи, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществления мониторинга состояния здоровья населения, сочетание (сохранение основных позиций) государственной системы здравоохранения и создание рынка медицинских услуг, внедрение страховой медицины;

• защита граждан как потребителей с целью осуществления постоянного и эффективного государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, усиления контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между гражданами как потребителями и субъектами хозяйствования, повышения эффективности контроля за качеством товаров народного потребления, особенно продовольственных, формирование и совершенствование государственной политики относительно защиты прав потребителей.