Полномочия рейхстага

§ 14.5. Конституционный статус рейхстага

Нижняя палата (рейхстаг) избиралась путем всеобщих выборов, тайным голосованием из числа подданных мужского пола, достигших 25-летнего возраста, исключая военных. Один депутат избирался от 100 тыс. избирателей. Срок легислатуры был вначале три года, а с 1888 г. — пять лет. Депутат не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, до 1906 г. не получал жалования.
В рейхстаге провозглашалась свобода выступлений и парламентская неприкосновенность.
Для принятия решения требовалось абсолютное большинство голосов. Однако право издания законов было ограничено. Рейхстаг имел право предлагать законы и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру. Это было редкое в истории положение парламента, которому было поручено заниматься сбором и передачей ходатайств. Для принятия имперских законов требовалось согласие бундесрата и рейхстага. Компетенция последнего определялась «деловым распорядком».
В полномочия рейхстага входило утверждение бюджета, но под давлением Бисмарка депутаты разрешали самому правительству определять смету военных расходов на много лет вперед. Фактически же рейхстаг не играл существенной роли в государственном механизме империи, так как не имел права контроля над исполнительной властью.
Глава правительства — канцлер — не был ответственен перед ним. Канцлер был единственным, кто имел звание имперского министра, все остальные имперские чиновники имелись государственными секретарями. За свои действия он отвечал только перед кайзером.

Вопросы для подготовки к семинару

1. Условия принятия Конституции 1871 года.
2. Конституционный статус императора по Конституции 1871 года.
3. Конституционный статус рейхсрата.
4. Конституционный статус рейхстага по Конституции 1871 года.

Темы для рефератов

1. Общая характеристика Конституции Г ерманской империи 1871 г.
2. Правовой статус Союзного Совета по Конституции Германской империи 1871 г.
3. Статус Германского Императора по Конституции Германской империи 1871 г.
4. Статус Имперского Канцлера по Конституции Германской империи 1871 г.
5. Правовой статус Рейхстага.
6. Политический режим кайзеровской Германии.

Список рекомендуемой литературы:

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. — М., 2005.
4. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.

«Тайна до конца не раскрыта»: как пожар в Рейхстаге помог Гитлеру прийти к власти

Вечером 27 февраля 1933 года тысячи берлинцев высыпали к Рейхстагу — по городу пронёсся слух, что горит здание немецкого парламента. Около 22 часов информация о происшествии поступила в городскую пожарную службу. Прибывший на место отряд пожарных в течение полутора часов вёл борьбу с огнём — пламя стремительно распространилось по зданию Рейхстага, полностью уничтожив зал заседаний.

Вскоре, помимо зевак, возле горящего парламента оказались представители Национал-социалистической партии Германии, глава которой, Адольф Гитлер, месяцем ранее был назначен на пост рейхсканцлера. Один из них кричал Геббельсу: «Скажи ему (Гитлеру), что Рейхстаг горит!».

Приехавший на место пожара Адольф Гитлер встревожился. Он был твёрдо уверен: в поджоге виноваты его главные враги — коммунисты.

Аналогичной точки зрения придерживался и ближайший сторонник Гитлера Йозеф Геббельс. На следующий день после пожара, не дожидаясь выводов следствия, Геббельс заявил, что здание Рейхстага подожгли представители Коммунистической партии, которые таким образом хотели вызвать переполох в городе и во всеобщей панике захватить власть.

Первые шаги на пути к диктатуре

Пожар в здании немецкого парламента произошёл в период проведения избирательной кампании, предшествующей выборам в рейхстаг. После того как 30 января 1933 года Гитлер был утверждён на пост канцлера Германии, президент Пауль фон Гинденбург, опираясь на просьбу нового председателя правительства, распустил действующий парламент. Новые выборы решили назначить на 5 марта 1933 года.

Накануне пожара национал-социалисты не обладали парламентским большинством и не были уверены в победе. Ещё большей неуверенности им добавляли коммунисты — возможность восстания и последующего захвата власти серьёзно настораживала главу НСДАП, а пожар в Рейхстаге сделал подобные опасения вполне обоснованными.

Несмотря на это, поджог парламента позволил нацистам усилить свои позиции. В горящем Рейхстаге полиция арестовала Маринуса ван дер Люббе — психически нездорового 24-летнего голландца, имевшего контакты с коммунистами. Связями ван дер Люббе с Коммунистической партией Германии и воспользовались нацисты.

Уже на следующий день после пожара президент Гинденбург подписал чрезвычайный декрет «О защите народа и государства», а в ночь с 27 на 28 февраля начались аресты представителей Компартии и других гитлеровских противников.

Согласно декрету Гинденбурга, свобода личности, тайна переписки, печати, собраний, а также неприкосновенность частной собственности отменялись. Кроме того, под запрет попала и сама Коммунистическая партия Германии, были закрыты редакции всех оппозиционных газет.

Эти меры помогли нацистам провести успешную избирательную кампанию и заметно упрочить своё положение.

«Таким образом, с помощью одного юридического акта Гитлер получил возможность не только затыкать рты оппонентам и бросать их по своей прихоти за решётку, но и придать пресловутой коммунистической опасности, так сказать, «официальный» характер, дабы нагнать побольше страху на миллионы сограждан из среднего сословия и крестьянства, внушить им, что если они не проголосуют через неделю за национал-социалистов, то власть могут захватить коммунисты», — писал в своей книге «Взлёт и падение Третьего рейха» американский журналист Уильям Ширер.

На выборах 5 марта 1933 года члены НСДАП вновь воспользовались ситуацией, связанной с пожаром в Рейхстаге. Голоса, полученные коммунистами, были аннулированы, а освободившиеся мандаты переданы представителям национал-социалистов. В результате партия получила 2/3 голосов и большинство мест в рейхстаге. Ещё через неделю, 13 марта, было создано Министерство пропаганды, во главе которого встал Йозеф Геббельс.

«Дальше в ход пошли всевозможные приёмы, например запугивание. В конце концов, Гитлер располагал силовым ресурсом — параллельной армией. С учётом того, что тогда полноценной армии в Германии не было, подавить нацистских штурмовиков просто было некому. Этим Гитлер и воспользовался и за полтора года сосредоточил всю полноту власти в своих руках, несмотря на то, что больше половины голосов на выборах он никогда не получал», — сообщил в беседе с RT кандидат исторических наук, преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв.

По мнению эксперта, именно «создание параллельных силовых структур, будь это штурмовики из СА или «Правый сектор»*, ведёт к тому, что у власти оказываются такие люди, как Гитлер».

21 марта состоялось первое заседание нового правительства, на котором была выдвинута идея о наделении канцлера чрезвычайными полномочиями сроком на четыре года, а правительства — правом самостоятельно издавать законы.

Во время голосования против принятия подобного закона высказались лишь представители Социал-демократической партии Германии в составе 94 человек (444 человека выступили за принятие закона).

В результате 24 марта 1933 года президент Гинденбург подписал «Закон о чрезвычайных полномочиях», и рейхстаг фактически потерял своё первоначальное значение. Началась новая волна запретов: 2 мая были запрещены профсоюзы и забастовки, 22 июня — Социал-демократическая партия Германии, а 14 июля — все партии, кроме НСДАП. Нацисты окончательно захватили власть в Германии и установили диктатуру.

Ознакомьтесь так же:  Наследство по завещанию определение

Лейпцигский процесс

21 сентября 1933 года в Лейпциге начался суд над Маринусом ван дер Люббе. Для нацистов этот процесс имел отчасти пропагандистский характер, в связи с чем было принято решение сделать слушания открытыми. В роли обвинителя выступил Герман Геринг.

Кроме ван дер Люббе, перед судом предстали арестованные в первые дни после пожара коммунисты — председатель Коммунистической партии в рейхстаге Эрнст Торглер, а также представители болгарской Компартии, находившиеся в это время в Германии, — Георгий Димитров, Васил Танев и Благой Попов.

На протяжении всего процесса Маринус ван дер Люббе утверждал, что во время поджога Рейхстага он был один, случившееся не является заговором Коммунистической партии Германии. При рассмотрении материалов дела также выяснилось, что у следствия практически отсутствуют подтверждения знакомства Маринуса ван дер Люббе с остальными обвиняемыми. Кроме того, на момент пожара все они имели алиби.

В результате осмотра здания, допросов свидетелей и подробного изучения материалов следствия 23 декабря 1933 года суд постановил оправдать всех обвиняемых, кроме Маринуса ван дер Люббе. Такое решение было принято из-за недоказанности вины остальных подозреваемых: «На вопрос, действительно ли ван дер Люббе действовал в одиночку, можно, без сомнения, ответить положительно. Расследование, совокупность фактов и изучение личности обвиняемого доказывают это», — говорилось в приговоре.

Суд отправил ван дер Люббе на гильотину, и 10 января 1934 года приговор был приведён в исполнение.

У каждого своя правда

Несмотря на полное признание вины и утверждение ван дер Люббе, что он действовал в одиночку, у следствия возникли сомнения в правдивости его слов, поскольку сотрудники пожарной службы обнаружили в Рейхстаге более 20 очагов возгорания. По этой причине уже в феврале 1933 года развернулась острая дискуссия на тему причастности к поджогу иных неустановленных лиц.

До сих пор существует несколько версий произошедшего. Так, некоторые историки склонны поверить в версию Геббельса и считают, что ван дер Люббе действовал один и именно с подачи коммунистов, готовивших восстание с целью захвата власти. Согласно другой версии, поджог здания Рейхстага на самом деле совершили нацистские штурмовые отряды.

Однако большая часть историков придерживаются третьей точки зрения, согласно которой ван дер Люббе всё-таки действовал один, нацисты в поджоге не участвовали, но воспользовались им в деле против коммунистов.

Правомерность этой версии в беседе с RT подтвердил историк, изучающий Третий рейх, Константин Залесский. «Нацисты так или иначе планировали запретить Компартию на следующий день после выборов в рейхстаг. Когда же произошёл пожар, Геринг решил не дожидаться выборов и использовать ситуацию в интересах нацистской партии. В результате пожар был выдан за восстание коммунистов», — рассказал Залесский.

«Вся правда о пожаре в Рейхстаге, видимо, так и останется невыясненной, — писал Уильям Ширер. — Практически никто из тех, кто эту правду знал, не выжил — большинство из них Гитлер уничтожил в последующие несколько месяцев. Даже на процессе в Нюрнберге тайна не была до конца раскрыта, хотя имеется достаточно улик, свидетельствующих, что нацисты спланировали и осуществили поджог в своих политических целях».

* «Правый сектор» — украинское объединение радикальных националистических организаций, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 17.11.2014).

Конституция Германской империи ( 24 марта 1849 г.)

Отдел I

Империя

Статья 1

1.Германская империя состоит из территории прежнего Германского Союза. Установление отношений герцогства Шлезвига откладывается на будущее время.

2.Если какое-нибудь немецкое государство имеет с немецким государством одного общего главу государства, то немецкое государство должно иметь отдельную от немецкого государства конституцию, правительство и администрацию. В правительство и администрацию немецкого государства могут быть назначаемы исключительно немецкие граждане.

Имперская конституция и имперское законодательство имеют в таком немецком государстве такую же обязательную силу, как в остальных германских государствах.

3. Если какое-нибудь немецкое государство имеет с ненемецким государством одного общего главу государства, то он или должен жить в своем немецком государстве или же должен учредить в нем в конституционном порядке регентство, в которое могут быть назначаемы только немцы.

4. Помимо уже существующих соединений немецких и ненемецких государств, никакой глава ненемецкого государства в то же время не может управлять немецким государством; также ни один в Германии правящий монарх не может принять иностранной короны, не оставив свое германское правление.

5. Отдельные немецкие государства сохраняют свою самостоятельность, поскольку последняя не ограничивается имперской конституцией; они имеют все государственные почести и права, поскольку такие прямо не переданы имперской власти.

Отдел II

Имперская власть

Статья 1

6.Исключительно имперская власть отправляет по отношению к загранице международно-правовое представительство Германии и отдельных государств. Имперская власть назначает имперских посланников и консулов. Она ведет дипломатические сношения, заключает союзы и договоры с заграницей, равно как и договоры торговые, о мореплавании. Она регулирует все международно-правовые мероприятия.

7. Отдельные германские правительства не имеют права принимать и держать постоянных посланников. Они также не должны держать отдельных консулов. Консулы иностранных государств получают свое утверждение от имперской власти. Назначение уполномоченных при главе империи не отнимается у отдельных правительств.

8. Отдельные немецкие правительства имеют право заключать договоры с другими немецкими правительствами. Их право заключать договоры с ненемецкими правительствами ограничивается предметами частного права, местными сношениями и полицией.

9. Все договоры не чисто частноправового содержания, заключаемые одним немецким правительством с другим немецким правительством, должны быть доводимы до сведения, а поскольку при этом затронуты имперские интересы, то и для утверждения имперской власти.

Статья 2

10. Имперской власти исключительно принадлежит право войны и мира.

Статья 3

11. В распоряжении имперской власти находится вся вооруженная сила Германии.

12.Имперское войско состоит из всех сил, предназначенных Для целей войны, отдельных немецких государств. Многочисленность и состав немецкого войска определяются законом о военном устройстве.

Государства, имеющие менее 500 000 жителей, присоединяются имперской властью к более крупным военным единицам, которые потом становятся под непосредственное ведение имперской власти или же должны быть включены в
пограничные с ними или более крупные государства. Подробные условия такого соединения в обоих случаях устанавливаются соглашением участвующих государств, при посредстве и с согласия имперской власти.

13. Исключительно имперской власти принадлежит издание законов и организация в военном деле; она наблюдает
за их проведением в отдельных государствах посредством постоянного контроля. Отдельным государствам предоставляется разработка своего военного дела на основе имперских законов и распоряжений имперской власти в границах соглашений, указанных в п. 12. Они располагают своей вооруженной силой, поскольку последняя не требуется для службы империи.

14. В присяге знамени на первом месте должно быть поставлено обязательство верности главе империи и имперской конституции.

15. Все издержки, совершаемые благодаря употреблению войск для имперских целей и превышающие установленные империей для мирного времени размеры, падают на империю.

16. Для общего, для всей Германии равного военного устройства издается особый имперский закон.

17. Правительствам отдельных государств предоставляется право назначать командующих и офицеров своих войск, если численность их этого требует. Для более крупных военных единиц, в которые соединяются войска нескольких государств, имперская власть назначает общего командующего. Для случаев войны имперская власть назначает командующих генералов самостоятельных корпусов, равно как и персонал главного штаба.

18. Имперской власти принадлежит право сооружать имперские крепости и прибрежные укрепления и, поскольку безопасность государства того требует, объявлять уже существующие крепости имперскими за недорогое, по соглашению, вознаграждение, особенно за передаваемый военный материал. Имперские крепости и прибрежные укрепления содержатся за счет империи.

19. Морская сила исключительно принадлежит империи. Ни одному отдельному государству не дозволяется держать для себя военные суда и выдавать каперские свидетельства. Вооружение военного флота составляет часть германского войска. Оно независимо от сухопутной армии. Матросы, поставляемые отдельным государством для военного флота, отчисляются от того количества сухопутных войск, которое должно содержать это государство. Подробности об этом, как и о распределении издержек между империей и отдельными государствами, устанавливает имперский закон. Назначение офицеров и чинов флота всецело зависит от империи. На имперской власти лежит забота о вооружении, развитии и содержании военного флота и оборудования, вооружении и содержании военных портов и морских арсеналов.

Ознакомьтесь так же:  Кугушева т.В делопроизводство учебное пособие

Статья 4

20. Мореплавательные постройки у моря и при устьях германских рек (гавани, бакены, маяки, лоцманы, фарватеры и т. д.) остаются в ведении отдельных прибрежных государств. Эти государства содержат их на собственные средства. Имперский закон установит, как далеко нужно будет считать начало устьев отдельных рек.

21. Имперская власть устанавливает верховный надзор над всеми этими учреждениями и приспособлениями. Она может принуждать соответствующие государства к надлежащему их содержанию, а также на имперские средства увеличивать и расширять их.

22. Пошлины, получаемые приморскими государствами с судов и грузов за пользование мореплавательными приспособлениями, не должны превышать издержек, необходимых для содержания этих учреждений. Они вводятся с согласия имперской власти.

23. Все немецкие суда и их грузы по отношению к этим пошлинам должны быть в одинаковых условиях. Более высокое обложение иностранных судов может исходить лишь от имперской власти. Добавочные пошлины с иностранных судов поступают в имперскую кассу.

Статья 5

24.Имперская власть имеет право издавать законы и верховно надзирать над реками и озерами, протекающими или разграничивающими несколько государств, входящих в ее судоходную область, и над устьями впадающих в нее рек, равно как и над эксплуатацией судоходства и сплавом по ним. Каким образом должно поддерживаться и улучшаться судоходство этих рек, устанавливает имперский закон. Остальные водные пути остаются в ведении отдельных государств. Однако имперской власти предоставляется право, если она в интересах общего сообщения найдет нужным издавать общие постановления по эксплуатации судоходства и по сплаву по этим рекам. Имперская власть имеет право принуждать отдельные государства надлежаще поддерживать судоходность этих водных путей.

25. Все германские реки должны быть свободны от речных пошлин для германского судоходства. Также сплавка по судоходным рекам не подвергается обложению. Подробности определит имперский закон. Для рек, протекающих или разграничивающих несколько государств, вместо уничтожения речных пошлин устанавливается справедливое вознаграждение.

26. Портовые, подъемные, весовые, складские, шлюзовые и тому подобные пошлины, взимаемые на общих реках и в устьях впадающих в них притоков, не должны превышать издержек, необходимых для содержания соответствующих учреждений. Они подлежат утверждению имперской власти. По отношению к этим пошлинам не должно быть преимущества членам одного германского государства перед членами других германских государств.

27. Речные пошлины и сборы за речное судоходство иностранных судов и за их грузы может вводить лишь имперская власть.

Статья 6

28. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или общие интересы, верховного надзора и право издавать законы. Имперский закон установит, какие предметы сюда причисляются.

29. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или в интересах общего сообщения, разрешать проведение железных дорог, равно как и сама проводить железные дороги, если отдельные государства, в область которых должна быть проведена дорога, откажутся от ее сооружения. Пользование железной дорогой для имперских целей предоставляется во всякое время за вознаграждение.

30. При проведении или разрешении железных дорог отдельными государствами имперская власть имеет право делать распоряжения для защиты империи и в интересах общего сообщения.

31. Имперской власти принадлежит верховное наблюдение и право издавать законы относительно сухопутных дорог, поскольку того требует защита империи и интересы общего сообщения. Имперский закон установит, какие предметы сюда относятся.

32. Имперская власть имеет право, поскольку этого требует защита империи или общие интересы сообщения, распоряжаться проводить сухопутные железные дороги и каналы, делать реки судоходными или расширять их судоходность. Распоряжение о необходимых для этого строительных работах делается имперской властью после предварительных сношений с соответствующими отдельными государствами. Введение и содержание новых сооружений берет на себя империя за имперский счет, если соглашения с отдельными государствами не достигнуто.

Статья 7

33. Германская империя должна образовать одну таможенную и торговую область, окруженную общей таможенной границей с отпадением всех внутренних таможенных границ. Выделение отдельных мест и областей из таможенной линии предоставляется имперской власти. Имперской власти предоставляется далее путем особых договоров включать в германскую таможенную область не принадлежащие империи места и части стран.

34. Исключительно имперская власть имеет право издавать законы относительно всего таможенного дела, а также об общих налогах на производство и потребление. Какие налоги на производство и потребление должны считаться общими, определяет имперское законодательство.

35. Взыскание и управление пошлинами, равно и общими налогами на производство и потребление, производятся по распоряжению и под верховным наблюдением имперской власти. Определенная часть доходов в размере обыкновенного бюджета снимается прежде всего для имперских расходов, остальное распределяется между отдельными государствами. Особый имперский закон установит дальнейшие подробности относительно этого.

36. Какие предметы могут отдельные государства облагать налогами на производство и потребление в свою пользу или в пользу отдельных общин, и какие условия и ограничения при этом нужно соблюдать, определяет имперское законодательство.

37. Отдельные германские государства имеют право облагать пошлинами товары, ввозимые через имперскую границу.

38. Имперская власть имеет право издавать законы относительно торговли и судоходства и наблюдает за выполнением изданных относительно этого законов.

39. Имперской власти предоставляется издавать законы относительно промышленности, наблюдать за их выполнением.

40. Патенты на изобретение выдаются исключительно империей на основе имперского закона; также исключительно имперской власти предоставлено право издавать законы против перепечатки книг, против каждого неразрешенного подражания произведениям искусства, фабричным маркам, образцам и формам против других нарушений авторской собственности.

Статья 8

41. Имперской власти принадлежит право издания законов и верховного наблюдения над почтовым делом, особенно над организацией, тарифом, транзитом, франкировкой и отношениями между отдельными почтовыми управлениями. Она же заботится об однообразном исполнении закона путем обязательных постановлений и наблюдает за их применением в отдельных государствах посредством постоянного контроля. Имперской власти предоставляется, в интересах общего сообщения, установить почтовые сообщения нескольких почтовых областей.

42. Почтовые договоры с иностранными почтовыми управлениями могут заключаться только имперской властью или с ее согласия.

43. Имперская власть имеет право, если она найдет это нужным, присвоить империи почтовое дело на основе имперского закона, предварительно справедливо вознаградив имеющих на это право.

44. Имперская власть имеет право проводить телеграфные линии и пользоваться уже имеющимися за вознаграждение или приобретать их в порядке отчуждения. Дальнейшие постановления об этом, равно как и о пользовании телеграфами для частного сообщения, предоставляются имперскому закону.

Статья 9

45. Исключительно имперской власти принадлежит издание законов и верховный надзор над монетным делом. Она обязана ввести единую монетную систему для всей Германии. Они имеет право чеканить имперскую монету.

46. Имперская власть должна ввести единую для всей Германии систему меры и веса, равно как и установить пробы золотых и серебряных товаров.

47. Имперская власть имеет право регулировать банковское дело и выпуск бумажных денег посредством имперского законодательства. Она наблюдает за исполнением изданных по этому поводу имперских законов.*

Статья 10

48.Издержки на мероприятия и учреждения, вводимые для империи покрываются имперской властью из средств
империи.

49. Покрытие своих издержек империя обеспечивает прежде всего долей в доходах от пошлин и общих налогов на производство и потребление.

Ознакомьтесь так же:  Определение на ходатайство истца

50. Императорская власть имеет право, если прочие доходы недостаточны, взимать дополнительные взносы.

51. Имперская власть имеет право в чрезвычайных случаях вводить имперские налоги, взимать их или распорядиться об их взимании, равно как и заключать займы или иные долговые обязательства.

Статья 11

52. Область юрисдикции империи определяет отдел об имперском суде.

Статья 12

53. Имперская власть обязана своим верховным надзором охранять гарантированный силой имперской конституции права всех немцев.

54. На имперскую власть возлагается охранение мира в империи. Она должна для поддержания внутренней безопасности и спокойствия принимать необходимые меры:

1) если одно немецкое государство нарушает или грозит нарушить мир по отношению к другому немецкому государству;

2) если в каком-нибудь немецком государстве безопасность и спокойствие нарушаются или грозят быть нарушенными местными жителями или иностранцами. Однако даже в этом случае лишь тогда имперская власть вмешивается: если соответствующее правительство само об этом просит, не считая тех случаев, когда последнее явно не в состоянии этого сделать или если опасность угрожает общеимперскому миру;

3) если конституция какого-нибудь немецкого государства насильственно или односторонне отменена или изменена и путем обращения к императорскому суду не может быть достигнута немедленная помощь.

55. Могущие исходить от имперской власти меры для охраны имперского мира таковы: 1) указы; 2) отправка комиссаров; 3) применение вооруженной силы. Имперский закон установит основания, на которых названные этими мерами расходы должны покрываться.

56. Имперская власть должна определить случаи и формы, когда должна применяться вооруженная сила против нарушений общественного порядка.

57. Имперская власть должна установить законные нормы относительно приобретения и утраты гражданских прав в империи и в отдельных государствах.

58. Имперской власти предоставляется право издавать имперские законы о правах уроженцев и следить за их выполнением.

59. Имперской власти предоставляется право, несмотря на основные законы страны, гарантирующие свободу союзов и свободу собраний, издавать имперские законы об ассоциациях.

60. Имперское законодательство должно установить такие положения для официальных документов, которые могли бы обеспечить признание их подлинности во всей Германии.

61. Имперская власть уполномочена, во имя общественного блага, издавать общие меры для охранения народного здравия.

Статья 13

62. Имперская власть имеет право законодательства постольку, поскольку это необходимо для выполнения предоставленных ей конституционных функций и защиты перешедших к ней учреждений.

63. Имперская власть уполномочена, если она найдет необходимым, на пользу общих интересов Германии, создавать общие учреждения и мероприятия, издавать для их обоснования законы в пределах форм, предоставленных для
изменения конституции.

64. Имперской власти вменяется в обязанность, изданием общих уложений гражданского, торгового, вексельного и уголовного права, осуществить правовое единство германского народа.

65. Все законы и распоряжения имперской власти получают законную силу посредством опубликования их от имени империи.

66. Имперские законы стоят выше законов отдельных государств, если за ними точно не оговорено их подчиненное значение.

Статья 14

67. Назначение имперских чиновников исходит от империи. Условия имперской службы устанавливаются имперским законом.

Отдел III. Глава империи

Статья 1

68. Сан главы империи дается одному из царствующих германских монархов.

69. Этот сан наследственен в доме монарха, которому он был передан. Он переходит по наследству по мужской линии по праву первородства.

70. Глава империи носит титул: император германцев.

71. Резиденция императора там, где находится имперское правительство. По крайней мере император должен там жить во время сессии рейхстага. Когда император не находится на месте пребывания имперского правительства, то один из имперских министров должен находиться непосредственно около него. Определение местопребывания имперского правительства предоставлено имперскому закону.

72. Император получает цивильный лист, который устанавливает рейхстаг.

Статья 2

73. Личность императора неприкосновенна. Император осуществляет переданную ему власть при посредстве назначенных им ответственных министров.

74. Все правительственные действия императора требуют, для признания их действительными, контрассигнования, по меньшей мере одним из имперских министров, который, таким образом, принимает на себя ответственность за них.

Статья 3

75. Император осуществляет международно-правовое представительство Германской империи и отдельных германских государств. Он назначает имперских посланников и консулов и ведет дипломатические сношения.

76. Император объявляет войну и заключает мир.

77. Император заключает союзы и договоры с иностранными державами, притом при содействии рейхстага, насколько оно оговорено в конституции.

78. Все договоры не чисто частноправового содержания, которые заключаются немецкими правительствами между собою или с иностранными правительствами, должны быть доведены до сведения императора и, поскольку они затрагивают интересы общегосударственные, должны быть утверждены императором.

79. Император созывает и закрывает рейхстаг. Он имеет право распустить народную палату.

80. Император имеет право предлагать законопроекты; он осуществляет законодательную власть сообща с рейхстагом в рамках конституционных ограничений. Он опубликовывает имперские законы и издает необходимые для их проведения распоряжения.

81. В уголовных делах, которые входят в компетенцию имперского суда, император имеет право помиловать или смягчить наказание. Воспрещение начала или продолжения следственного производства император может издать лишь с согласия рейхстага. По отношению к имперскому министру, осужденному за свои служебные деяния, император имеет право только тогда помиловать или смягчить наказание, когда предложит это та палата, от которой исходило это обвинение. По отношению к министрам отдельных государств эти права ему не предоставлены.

82. На императора возлагается охранение имперского мира.

83. В распоряжение императора предоставлена вооруженная сила.

84. Вообще император пользуется правительственной властью во всех делах империи, соответственно законам и конституции. Ему, как носителю этой власти, представлены в распоряжение все те права и полномочия, которые предоставлены в конституции имперской власти и не относятся к рейхстагу.

Отдел IV. Рейхстаг

Статья 1

85. Рейхстаг состоит из двух палат: палаты государств и палаты народа.

Статья 2

88. Члены палаты государств назначаются наполовину правительством, наполовину народным представительством
соответствующих государств.

91. Членом государственной палаты может быть только тот, кто: 1) является гражданином посылающего его государства; 2) старше тридцати лет от роду; 3) пользуется всеми гражданскими и политическими правами.

92. Члены палаты государств избираются на 6 лет; они каждые три года наполовину пополняются новыми. Каким образом, по истечении первых трех лет, должен совершиться выход в отставку одной половины членов, определяется имперским законом. Вышедшие в отставку могут быть опять избираемы. Если по истечении этих трех лет и до окончания новых выборов в палату государств рейхстаг будет созван на чрезвычайную сессию, то вступают прежние члены, пока новые выборы не пройдут.

Статья 3

93. Палата народа состоит из депутатов германского народа.

Статья 5

99. Каждой палате предоставляется право вносить законопроекты, жалобы, производить расследование фактов, а также возбуждать обвинения против министров.

100. Постановление рейхстага считается действительным только при согласии обеих палат.

101. Постановление рейхстага, на которое не последовало согласия имперского правительства, не может быть повторено еще раз в эту же самую сессию. Если же одно и то же постановление было принято без изменения, в трех, непосредственно следующих одна за другой сессиях, то оно, хотя бы на него и не последовало согласия имперского правительства, после закрытия третьей сессии становится законом. Обыкновенная сессия, которая по меньшей мере продолжалась меньше 4 недель, не входит в этот счет.

102. Постановления рейхстага требуются в следующих случаях: 1) Когда дело касается издания, отмены, изменения
или объяснения имперского закона. 2) Когда разрабатывается общегосударственный бюджет, когда заключается заем, если империя производит расход, не предусмотренный росписью, или взимает дополнительные взносы и налоги.

Выверено по изданию: Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII — XIX вв. М., 1957.