Требования к учителю современной школы

Личность учителя в современной школе

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т.е. подчеркиваются две его основных функции – руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человеком знаний.

Значимость личности учителя в современной школе велика. Чтобы идти в ногу со временем учитель должен быть профессионалом своего дела.

Педагог всегда является средоточением и носителем культуры, а школа – оплотом культурных ценностей. Ценностные ориентации, прежде всего, учителей определяют направленность культурной среды. Соответственно в культурном пространстве школы могут работать и творчески сосуществовать только культурные педагоги. Культурная среда образовательного учреждения формируется в процессе обеспечения гуманистических идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом сообществе и учитывающих интересы, потребности, запросы родителей и школьников. Ценностные ориентации учителей определяют направленность культурной среды. Соответственно в культурном пространстве школы могут работать и творчески сосуществовать только культурные педагоги.

Современному педагогу, чтобы идти «в ногу со временем», важно рационально и плодотворно его использовать, разбираться в особенностях его восприятия людьми разных возрастов и культур, относится к своему и чужому времени бережно и внимательно, т.е. обладать временной культурой, чувством времени. Педагог, осваивающий временную культуру, непременно будет учитывать не только биологический, но и социальный опыт использования времени окружающих. Психолого-педагогическую компетентность учителя можно рассматривать как совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе (М.И. Лукьянова).

Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть за новыми подходами к системе образования, выступаем за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умения владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности, и любить детей. Так же учитель должен обладать харизмой, т.е иметь необыкновенно большие способности или исключительную одарённость. А так же самому выстраивать и продумывать свой собственный имидж (это некий образ, который человек представляет миру, своего рода само презентация для других.)

Профессионализм учителя представляет собой сложное, личностное образование, интегрирующее в себе его знания, умения и навыки, индивидуальные личностные качества, реализованные в педагогической деятельности. Профессионализм является результатом «внутренней» активности личности (А.К. Маркова). Профессиональная активность определяется как интегральное, динамичное качество учителя, проявляющееся в профессионально-педагогической деятельности, отражающее уровень самореализации, саморазвития личности и преобразования деятельности.

Профессионализм учителя состоит из трех основных составляющих:

  • Профессиональная компетентность
  • Личностный потенциал
  • Педагогическая рефлексия

Профессионально компетентностная личность должна обладать ценностными ориентациями (учитывать интересы потребности и запросы современного образования), грамотностью (общепрофессиональными знаниями), культурой речи (соблюдать нормы литературного языка, использовать в речи выразительные языковые средства), временной культурой (пунктуальностью и хронометрированием), неповторимым и индивидуальным стилем общения (качество голоса, интонация, жесты дикция).
Педагогическая рефлексия — необходимость программировать свое саморазвитие и профессиональный рост. Далее предлагаем вам проявить профессиональную рефлексию, представляем некоторые типажи учителей. Может быть, вы найдёте некоторое сходство или отдельные черты у себя.

Каким должен быть внешний вид учителя?

Для детей неотъемлемой частью культуры учителя является его внешний вид. Представляем вам результаты исследования на тему, «Каким вы представляете себе внешний облик идеального педагога?». Вот ответы обучающихся: «Приятное выражение лица, легкая улыбка, веселые и добрые глаза. Одежда удобная для учителя, желательно чтобы одежда не была в течение недели одной и той же. Хотелось бы, чтобы учителя женщины ходили в юбках. Учитель физкультуры не должен ходить по школе в спортивной форме. Прическа, не важно какая, главное, чтобы учителю она шла. Макияж лёгкий не видимый пастельных тонов. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике учителя. Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представлять свой профессиональный опыт. В народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд, он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит».

Список использованной литературы

1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога//Интернет-журнал
2. Разина Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования// Завуч .№4. 2001
3. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М., 1989.
4. Гавакова Т. И. А. С. Макаренко как психолог. Творческое использование идей A.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского в формировании педагогического мастерства. / Под ред. B. Е. Лобурца. – Полтава, 1983

Об авторе: Дарья Викторовна Соколовская , учитель английского языка, г. Томск.

Информационно-аналитический журнал

Современная школа диктует новые требования к работе учителя. Весь прошлый год педагогическая общественность обсуждала профессиональный стандарт учителя, впоследствии он был принят, утвержден и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации.

Современная школа диктует новые требования к работе учителя. Весь прошлый год педагогическая общественность обсуждала профессиональный стандарт учителя, впоследствии он был принят, утвержден и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации.

Комиссия состоит из трех подкомиссий: «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, воспитатель, учитель)», «Эффективный контракт», «Педагогическое образование».

«Очень важно, чтобы учитель был не только хорошо подготовлен, но и эффективно работал в школе», – сказала, открывая заседание, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. Она отметила, что, безусловно, нельзя требовать от учителя того, чему его не учили, но подчеркнула, что изменения в системе подготовки педагогических кадров необходимы.

Директор центра образования №109 г.Москвы Евгений Ямбург заявил: «Одним из основных препятствий в реализации программы является чрезмерное форсирование событий в ряде регионов. Самый большой риск – это попытка выполнить пятилетку за два года». Он отметил: «Реализация программы должна идти постепенно. Необходимо провести мощнейшую разъяснительную работу и создать серию нормативных актов». Заслуженный учитель РФ привел примеры, когда в ряде регионов образовательные организации заявляли о своей готовности реализовывать новые образовательные программы без наличия соответствующе подготовленных педагогических кадров. Евгений Ямбург обозначил еще ряд проблем: дефицит спецкадров, непринятие новых стандартов на местах, отсутствие комплекса условий для подготовки квалифицированных кадров.

Выступление заместителя министра образования и науки Российской Федерации Александра Климова было посвященов основном проекту Концепции поддержки развития педагогического образования. Он подробно рассказал о происходящем общественном обсуждении Концепции.

Директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Григорий Андрущак говорил о планах по привлечению молодых педагогических кадров в школы. Он отметил, что в 2013 году удалось достичь беспрецедентного повышения заработной платы учителя – на 45%.

«Многие коллеги из регионов зафиксировали увеличение молодых педагогических кадров в школе, – сказал Григорий Андрущак. – Сейчас выпускники и наших школ задумываются о профессии педагога».

Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы

Рубрика: Общая педагогика

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 4424 раза

Библиографическое описание:

Халилова Х. М. Педагогические требования к учителю современной общеобразовательной школы // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 16-17. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/9/160/ (дата обращения: 10.01.2019).

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу [1].

В соответствии с Законом «Об Образовании» и Национальной программой по подготовке кадров одной из важнейших задач системы образования является обеспечение средней общеобразовательной школы высококвалифицированными педагогическими кадрами.

О социальной ценности труда учителя узбекский мыслитель, ученый Алишер Навои, живший в XV веке, писал: «Его (учителя) дело самое трудное. Посмотри, один сильный человек перед воспитанием одного ребенка показывает слабость. А он целой группе детей дает знания и воспитывает их, что можно с этим сравнить. Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны».

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком. Он формирует у молодого поколения не только знания, но и научное мировоззрение, национальное сознание и идеалы, позицию гражданина, демократического правового общества, воспитывает духовно-нравственные начала. О важности и значимости выполняемого педагогами дела великий славянский педагог Ян Амос Коменский, живший в XVII веке, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [2].

Анализ мировых тенденций в области педагогического образования свидетельствует о необходимости предъявления высоких требований, как к педагогическому профессионализму, так и личностным качествам учителя. В обобщенном виде основными требованиями к личности учителя являются профессиональная компетентность, интеллигентность, конкурентоспособность, духовность. Все это сможет осуществлять лишь педагог с высокой профессиональной компетентностью и мастерством, что потребует от него значительных усилий и способностей к непрерывному образованию.

Вместе с тем, природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого является приоритет образовательных интересов личности над стандартной учебной программой и саморазвития над унифицированным усвоением и «передачей» знаний. Важным фактором в процессе формирования и совершенствования профессионального мастерства преподавателя является его умение находить, изучать и внедрять все новое, передовое, что накоплено в педагогической науке и практике.

Деятельность учителя современной школы должна быть направлена на:

— повышение качества образования;

— гарантирование установленного уровня образовательных стандартов;

— самостоятельное решение творческих и исследовательских задач, то есть учитель должен быть непременно творческой личностью;

— возрастание роли и значения духовно-нравственного потенциала педагога; непрерывное овладение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, последними достижениями и передового отечественного и зарубежного опыта;

— решение новых сложных профессионально-педагогических проблем, требующих интеграции знаний со смежными с педагогикой науками.

В настоящее время можно утверждать, что вопросы педагогического творчества учителей и воспитателей актуальны как никогда ранее. Педагог находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высоких уровней профессионализма и педагогического мастерства.

Суть личностно-ориентированной парадигмы образования состоит в смещении деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, на развитие творческого подхода к педагогической деятельности. Анализ требований к современному учителю показывает, что он должен быть готов к анализу и прогнозированию развития личности обучающихся; осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе; решению комплекса задач, связанных с различными сферами педагогического труда; рассмотрению сложных объектов педагогического процесса как целостных явлений; согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого; изучению и внедрению передового педагогического опыта.

Учитель должен быть творческой личностью и творчески подходить к своей профессиональной деятельности для достижения высоких результатов в воспитании и обучении молодого поколения. Для этого на протяжении всей своей жизни учитель должен изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт. Результаты бесед, наблюдений, анализа педагогической и методической научной литературы составляют процесс изучения передового опыта. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью дальнейшего внедрения их в собственной педагогической практике. Все это предполагает качественный переход от низкого к более высокому уровню профессионального мастерства. Важнейшим условием, определяющим успешность этих процессов выступает непрерывное образование личности учителя.

Педагогическая инновация всегда была показателем настоящего, творческого подхода к педагогической деятельности и основой изучения передового педагогического опыта в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров на всех уровнях системы непрерывного педагогического образования.

Профессия учителя одна из наиболее творческих профессий. Учитель, образно говоря, осуществляет связь времен, он — звено в цепи поколений, Он как бы передаёт эстафету из настоящего в будущее, и это делает его груд таким увлекательным, истинно творческим. Поэтому неудивителен постоянно растущий интерес к исследованию различных аспектов профессионально-педагогической деятельности, к вопросам дальнейшего ее совершенствования, к повышению эффективности и качества труда учителя.

Число работ, посвященных профессии учителя, в последние годы заметно возрастает. Предметом исследования являются многообразные вопросы научной организации труда учителя, структуры профессионально-педагогической деятельности, содержания, форм и методов подготовки и повышения квалификации учителей.

Современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах. В настоящее время, в связи с личностно-ориентированным подходом к процессу обучения, очевидна актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего педагога, умеющего быстро реагировать на все педагогические инновации и использовать их в своей педагогической деятельности. Учитель должен всегда творчески подходить к своей профессиональной деятельности и постоянно изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт.

Ознакомьтесь так же:  Как платить 30000 налог

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь требованием долга, учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

В Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан № 25 от 16 февраля 2006 года «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» отмечается, что повышение квалификации педагогических кадров — это систематическое обновление профессиональных знаний, умений и навыков по преподаваемой учебной дисциплине или курсу, педагогическим и информационным технологиям, интерактивным методам обучения на основе государственных требований по видам образования [3].

В современных условиях педагогическая деятельность приобретает новые черты, среди которых, особенно важно проектирование влияния педагогического воздействия на развитие личности школьника в ходе урока. Основу педагогической деятельности составляют высокая профессионально-педагогическая квалификация учителя, а так же его умение изучать и внедрять передовой педагогический опыт, как показатель педагогического мастерства.

Итак, резюмируя вышесказанное, можем сказать, что целью педагогического образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

— высокая гражданская ответственность и социальная активность;

— реализация идеологии национальной независимости в своей деятельности;

— гуманистическая направленность, человеколюбие, любовь к детям;

— подлинная интеллигентность, высокий интеллектуальный уровень, духовная культура, желание и умение работать с другими;

— высокий профессионализм, инновационный стиль педагогического мышления, готовность к созданию нового и принятию творческих решений;

— потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

— физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997. C. 15.

2. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания / Ред.-сост. Д. Л. Брудный. — М., 1991. — С. 133–135.

3. Постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров» // Правда Востокаот 16.02.2006 г. № 25

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой. »

Педагогическая деятельность. Автор: Марданова Фируза Субхоновна.

Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессиональнопедагогическую направленность учителяпедагогический долг и ответственность учитель требователен к.

Формирование педагогического мастерства и культуры речи.

педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная программа, будущий учитель, педагогическое образование, творческий потенциал, Узбекистан, убеждение, способность.

Мастерство педагога в решении.

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности

Педагогическое мастерство в решении педагогических задач. Педагогический опыт преподавателя на современном этапе.

Повышение профессиональной компетенции педагогов.

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность, знание, способность, педагогический процесс.

Формирование педагогических способностей будущего учителя.

Ключевые слова: педагогические способности, педагогическое мастерство, талант, педагогическая деятельность, коммуникативные способности, организаторские способности, конструктивные способности, деловая игра.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном.

педагогическое мастерство, задача, педагогическая задача, педагогический процесс, решение, педагогическая техника, профессиональная деятельность, умение, умение учителя, педагогическая деятельность.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Влияние конкурсов педагогического мастерства на развитие.

Овладение педагогическим мастерством в профессиональном. Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение.

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство. »

Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Требования к педагогу современной школы как факторы модернизации педагогического образования

Тема образования актуальна всегда, особенное значение она принимает сейчас. Поскольку образование неотделимо от педагога, вопрос о его личности как совокупности творческих, педагогических, психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение. Вопрос компетенции, профессиональных качеств педагога сегодня актуален в связи с изменениями происходящими в государстве и обществе. Возникает вопрос, какие качества педагога должны быть постоянными, не зависящими от времени, а какие должны быть изменены Современная образовательная система, требует педагога нового типа, способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования. В проекте Концепции модернизации педагогического образования сказано, что важнейшей особенностью личности современного педагога является его готовность к педагогической поддержке ученика, к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления

Предварительный просмотр:

Требования к педагогу современной школы как факторы модернизации педагогического образования

Быть педагогом очень нелегко , особенно сложно в специальных школах , так как он должен воспитывать и учить детей , страдающих различными дефектами , в своем развитии отклоняющихся от нормы .

От педагогического мастерства учителя , его эрудиции , вдумчивости , добросовестного отношения к делу в значительной мере зависят успехи ребенка .

Тема образования актуальна всегда , особенное значение она принимает сейчас . Поскольку образование неотделимо от педагога , вопрос о его личности как совокупности творческих , педагогических , психологических и коммуникативных качеств приобретает наиболее важное значение . Вопрос компетенции , профессиональных качеств педагога сегодня актуален в связи с изменениями происходящими в государстве и обществе . Возникает вопрос , какие качества педагога должны быть постоянными , не зависящими от времени , а какие должны быть изменены Современная образовательная система , требует педагога нового типа , способного гибко мыслить и нестандартно действовать в динамично развивающейся системе образования . В проекте Концепции модернизации педагогического образования сказано , что важнейшей особенностью личности современного педагога является его готовность к педагогической поддержке ученика , к сопровождению его по пути личностного и профессионального становления .

  • Во — первых , следует указать на проблему готовности учителя к педагогической поддержке ученика . Сотрудничество между педагогом и обучающимися , возможность оказания положительного педагогического влияния на ученика определяется уровнем личностной зрелости учителя , наличием у него коммуникативной культуры , его способностью установить эмоционально — ценностные отношения с воспитанниками , создать благоприятный психосоциальный климат в учебной группе .

Владение учителем конфликтологической культурой , его способность оказывать ученику педагогическую поддержку в разрешении различного рода проблем и противоречий , с которыми ему приходится постоянно сталкиваться , является существенным фактором его профессионального успеха .

  • Также немаловажную роль играет этический аспект в профессиональном труде педагога . Следование этическим нормам является одним из главных профессиональных требований . Важность данного требования вытекает из самой специфики педагогической профессии : социальное значение учителя как транслятора культуры , нравственных ценностей , примера , образца для подражания . Любое слово , действие педагога всегда должны сверяться с этическими нормами и ценностями .
  • Важным фактором эффективной профессиональной деятельности педагога так — же является его информативная ценность для обучающихся . Особую актуальность данный фактор приобретает в эру компьютерных технологий , когда учитель уже перестает быть основным источником информации для учеников . Так , например , всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число « компетенций » педагога , а сейчас это качество ему просто необходимо . . . Меняются приоритеты в реализации профессиональных функций учителем : его главной задачей становится уже не трансляция знаний , а содействие учащимся в поиске нужной информации , формирование у них умений ее фильтрации , определения степени достоверности , полезности , практическом применении полученных знаний . Главными преимуществами учителя перед другими источниками информации продолжает оставаться наличие у него целостной , структурированной системы знаний в данной предметной области , позволяющей ему раскрывать перед учащимися сущность изучаемых ими объектов и явлений , содействовать формированию у них систематизированных знаний по конкретной учебной дисциплине , осознанием слабых и сильных сторон информационного ресурса , способностью к критическому восприятию содержащих в нем материалов .

Ещё важнейшими профессиональными качествами педагога современной школы являются его способности к эмпатии и рефлексии . Способность к эмпатии характеризует готовность педагога к сопереживанию , пониманию воспитанника , является необходимым условием для конструктивного взаимодействия с ним , оказания ему педагогической поддержки . Детерминантой профессионального успеха учителя является его способность к рефлексии . Осмысление результатов собственной деятельности , анализ мотивов , поступков , принятых решений , допущенных ошибок является основой для накопления им педагогического опыта , профессионального становления и развития .

  • Особенностью модернизации современного педагогического образования является его направленность на формирование у педагога творческого отношения к профессиональной педагогической деятельности . Творческая деятельность педагога имеет своей целью инициирование новых позитивных изменений в воспитаннике , отвечающих представлениям об идеале воспитания . На пути достижения данной цели педагог ставит и разрешает проблемы , анализирует педагогические ситуации , выбирает наиболее продуктивные в данных условиях способы деятельности , модифицируя , комбинируя уже известные формы , методы , средства , разрабатывая и применяя при необходимости новые , отказываясь от бесперспективных , неэффективных действий .
  • Особую значимость в аспекте осуществления модернизации педагогического образования приобретает необходимость ориентированности учителя на разработку и реализацию инновационных программ , современных информационных технологий как ведущих факторов достижения эффективных результатов в современном образовательном процессе . Применение инновационных технологий существенно расширяет диапазон используемых педагогом дидактических методов и средств , позволяет ему комплексно реализовывать принципы обучения , в большей мере учитывать индивидуальные особенности обучающихся , специфику конкретной педагогической ситуации . Для профессионального и личностного развития педагога особое значение приобретает его стремление к самоактуализации . В настоящее время актуальность проблемы саморазвития , самосовершенствования , самореализации личности по — прежнему остается высокой , учитывая , что человек , достигший уровня самоактуализации , добивается полного использования своих талантов , способностей , потенци ала.
  • Не вызывает сомнения , что для осуществления эффективной педагогической деятельности педагог должен обладать определенным набором личностных качеств терпеливым , разумно реагирующим на самые необычные формы поведения своих воспитанников ;

— должен владеть ситуацией , в случае необходимости принимать быстрые и обоснованные решения и реализовать их на практике ;

— ему необходимо быть твердым и последовательным , но не жестоким в своих действиях ;

— необходимо иметь чувство юмора , уметь вовремя мягко пошутить по поводу некоторых происшествий , снять напряжение , но не допускать ни в коем случае насмешки над ребенком ;

— педагог должен быть ласковым по отношению к детям .

  • 5. Педагог должен знать особенности развития каждого своего ученика , зону актуального развития и зону ближайшего развития , чтобы спланировать свою работу .

Работа педагога в специальной школе всегда связана с большой отдачей сил , энергии , душевного тепла . Она невозможна без наличия глубоких , разносторонних знаний , объединенных с высокими человеческими качествами .

Иными словами , личностное и профессиональное начала педагога являют собой нечто целостное и неразрывное , что служит методологическим ориентиром модернизации педагогического образования

Современный учитель в современной школе

Профессия учителя — одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, о том, что учитель должен быть оптимистом и т.д.

Попробуем нарисовать портрет современного учителя, работающего в современной школе.

1 сентября 2010 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Основное отличие новых стандартов в том, что обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет.

В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». На это и направлены новые стандарты.

Сегодня в российских школах преподают 1 миллион 264 тысячи человек. У российской школы по-прежнему женское лицо: 87% всех педагогов — женщины — 1 миллион 99 тысяч. Примерно шестая часть из педагогов — 213 тысяч — пенсионного возраста.

Пока у молодёжи учительская профессия остается малопопулярной и непрестижной — у учителей небольшие зарплаты и очень сложная работа. Но кто-то все-таки работает в школах. Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Кто они — современные учителя?

По-моему, одно из главных качеств современного учителя — желание не потерять ощущение радости от работы и от жизни в целом. Даже неудачи после тщательного анализа должны стать для учителя источником мобилизации всех его знаний, опыта и последующей за этим победы.

Это очень важно для современного учителя, работающего в школе XXI века — в школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности.

Сегодня перед учителем стоит непростая задача — создать условия для развития творческих способностей учеников, развивать у них стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать себя, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

Ознакомьтесь так же:  Купля продажа квартир на авито шебекино

Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала. Роль учителя — «стоять не над учеником, а рядом», показывать ему: «я помогу», «я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сегодня надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «Дать каждому ребёнку возможность проявить себя». «Ученик — это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь».

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

— это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знает свой предмет: ведь только большой багаж знаний дает право учить других.

Учитель сегодняшнего дня — это человек преданный своему делу и своим ученикам.

Современный учитель — это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он артист, художник, потребуется — писатель, певец.

Цель учителя — не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.

Учитель должен быть всегда настроен на восприятие психологического состояния ученика и вовремя прийти ему на помощь; всегда уважать мнение ученика, создавая тем самым условия для его самоутверждения и самореализации; всегда вселять и поддерживать оптимистическое отношение к событиям;

Учитель никогда: не должен быть равнодушным к состоянию, поступкам и высказываниям детей; не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим; не оставлять ученика в состоянии безысходности и беспомощности.

В XXI веке учитель вошел в век новых информационных и коммуникативных технологий. И не вызывает сомнения то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Уроки с применением мультимедиа и интернета повышают интерес к изучаемому материалу, в результате таких уроков возрастает эффективность самостоятельной работы учащихся, появляется возможность шире реализовать свои творческие возможности.

У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из учеников свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а должен понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.

Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. Еще в XIX веке выдающийся педагог Адольф Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Учителю надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, так как только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свое мнение ученика.

Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. То есть он должен быть хорошим психологом.

Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. У учителя должен быть большой словарный запас. Он должен быть добрым и иметь чувство юмора. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.

Учитель должен быть современным интеллигентным человеком, должен уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч.

Учитель должен осознавать, что его труд — работа на отдаленное будущее.

Он должен экспериментировать, быть в поиске. Дети, в отличие от взрослых, умеют прощать ошибки

Быть современным учителем трудно — но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.

Требования к учителю современной школы

Автор: Минлибаева Наталья Викторовна

Организация: МБОУ «Школа № 6»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Муравленко

Особое место в жизни ученика начальной школы занимает учитель, так как в этом возрасте он для ребенка – образец действий, суждений и оценок. От учителя решающим образом зависит и принятие позиции ученика и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребенка. Если в средних и старших классах за реализацию образовательной программы отвечает много учителей, то за образовательную программу начальной школы отвечает преимущественно учитель этого класса. То есть от того, насколько учитель сам понимает комплекс задач, стоящих как перед ним, так и перед учениками, зависит развитие ребенка и его успех в будущем.

В настоящее время, в соответствии с концепцией модернизации Российского образования, главные свои усилия как учитель начальных классов я направляю на формирование потребности у ребенка учебной деятельности, неуемного желания учиться. Без вдумчивой, каждодневной, трудоемкой работы овладеть знаниями невозможно. Поэтому изменения, направленные на формирование ключевых компетентностей, коснулись в первую очередь учителей начальных классов. [10].

Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней. Если в прошлом роль первого учителя детей нередко понимали узко как обучение школьников азам предметных знаний и простейшим учебным навыкам и умениям, то сегодня его функции расширились и стали сопоставимы с функциями учителя средней школы. Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового. Функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Поэтому для своих учеников я создаю условия для самостоятельной работы, для активной мыслительной деятельности. Моя задача как учителя не просто формировать или развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и став взрослым мог занять достойное место в обществе. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое – это та деятельность, которая в большей степени зависит от учителя, то, что позволит добиться успеха в реализации новых стандартов.

Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Мы обязаны научить ребенка быстро реагировать на смену условий, воспитывать привычку к переменам, чтобы дети были уверенными в себе и не испытывали чувство страха. Развитие невозможно без преодоления трудностей самостоятельными усилиями или при помощи одноклассников, или учителя. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно — деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе освоения знаний. [1].

1.Современные требования к учителю

Современная школа является динамичным социумом и важнейшей воспитательно-образовательной средой для подрастающего поколения, которая интенсивно развивается, модернизируется, стремясь не только соответствовать запросам нынешнего общества, но и предвидеть, формировать новые. В тоже время, испытывает влияние и противостоит многим негативным социально-экономическим факторам:

  1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионах, недостаток финансирования и технического обеспечения МОУ.
  2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
  3. Кризис современной семьи как воспитательного института, занятость родителей и заброшенность детей.
  4. Возросшая напряженность в отношениях между людьми в социуме, в т.ч. межэтнические разногласия и нестабильность и т.д.

А также – содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме; недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме и др. выливаются в проблемы выстраивания человеческих отношений и внешне активируются в виде различно го рода конфликтов: между учителями и администрацией, между родителями и учителями, учителями и детьми и т.д.

Под понятием «педагог» нередко понимается и профессия, и социальная роль, и вид деятельности, и направленность личности. [9].

Специальность закрепляется в квалификационных документах и определяется через предмет деятельности. Может быть узкой и широкой, но, в любом случае, это арсенал знаний о некотором фрагменте объективной реальности, который отражен соответствующим научных предметом (педагог, психолог, филолог, историк и т.д.).

Профессия – это род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессия педагога начальных классов и вообще учитель – это деятельность, с собственной целью, продуктом деятельности, нормами и средствами, которые обусловлены социальной функцией и технологией. Профессия обслуживает определенную сферу общественной деятельности. В рамках одной специальности могут реально существовать самостоятельные профессии (учитель – предметник, учитель языка и литературы, переводчик и т.д.).

В специальности педагога имеется широкий спектр профессий:

  • воспитатель;
  • учитель;
  • школьный психолог;
  • социальный педагог;
  • валеолог;
  • методист и т.д.

Педагогическая специальность это вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. [8].

Сфера образования интересна и важная для любого из нас. Поэтому профессиональный стандарт учителя вызывает особый интерес. Новый стандарт — это ориентир, к которому предстоит двигаться, но пока не совсем понятно как приблизиться к его реализации.

2.Социальные и профессиональные функции учителя начальных классов

Педагогическая квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, которая дает характеристику возможностям специалиста в решении определенного класса задач. Интенсивное развитие начального образования, разнообразие альтернативных программ, кардинальное изменение процессуальной стороны обучения выдвинуло на первый план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день становится актуальной задача подготовки учителя начальных классов нового типа, обладающего глубокими знаниями в области психологии обучения, развития и становления личности ребенка, организации общения в учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.

Творческая деятельность – это высший уровень познавательной деятельности человека. Психологи рассматривают творчество как важнейший механизм личности и необходимое условие для ее саморегуляции (проявление индивидуальности, неповторимости). Оно характеризуется продуктивной деятельностью, в которой наблюдается восхождение от более простых форм к более сложным. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний и умений создается продукт, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью.

При рассмотрении сущности педагогического творчества можно выделить его признаки:

  • преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;
  • умение действовать самостоятельно;
  • способность осмысливать педагогическую деятельность;
  • отсутствие шаблона, трафарета, стереотипа.

Творчество включает в себя создание нового по средствам специфических процедур:

а) перенос усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;

б) самостоятельное видение проблем в незнакомой ситуации;

в) видение новой функции в уже знакомом объекте;

г) комбинирование ранее известных способов в новые условия.

И здесь необходимы такие ситуации, где требуется от учителя активная мыслительная деятельность. Следовательно, чтобы овладеть технологией творческой деятельности, необходимо включаться в систематическое решение проблемных задач, а также создавать условия для моделирования проблемных ситуаций. [2].

Специфика профессионализма в разных видах деятельности (профессиях) наиболее четко может быть представлена через профессиограмму, содержащую указания на нормативные характеристики деятельности работника и те профессионально важные психологические качества, которыми должен обладать работник для осуществления данного вида труда.

Ознакомьтесь так же:  Автомат по осаго

В качестве эталона «портрета профессии» выступает профессиограмма, которая принимается за основу квалификационной характеристики специалиста. Последняя представляет собой государственный документ, определяющий обобщенные требования к личности и профессиональной компетентности учителя. [3].

Здесь по результатам анализа реальной образовательной деятельности учителя начальных классов и с учетом прогноза развития общих требований, предъявляемых обществом к квалифицированному учителю начальных классов, а также на основе анкетирования работодателей была разработана профессиограмма учителя начальных классов, которая представлена через описание видов деятельности учителя начальных классов и состоит из профессиональной компетентности и психограммы. Структурные компоненты профессиограммы являются важнейшими для определения содержания учебных планов и программ, а содержание профессиональной компетентности позволяет однозначно определить программу профессионального обучения студентов педколледжа.

В психолого-педагогической литературе имеется немало исследований, посвященных проблемам деятельности и личности учителя. Однако, речь в них идет, как правило, об учителе вообще, общих функциях педагогической деятельности, общей структуре педагогических способностей и т. п. Между тем, учительская профессия очень многогранна и включает в себя целый ряд разных, хотя и родственных, специальностей, выделяемых по преподаваемому учителем предмету и по возрасту учеников, с которыми он работает. Первым в этом ряду стоит учитель начальных классов. [8].

Ясно, что если существует определенная специфика деятельности, то должны быть и соответствующие ей особенности в структуре профессионально важных качеств личности, избирающей эту деятельность. Поэтому в большинстве случаев абитуриенты педагогических учебных заведений задумываются над вопросом о том, на какую специальность им поступать, а, став студентами, стараются развить у себя необходимые ПВК. Сказанное в полной мере относится и к тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов.

Таким образом, в школьной практике возникает проблема готовности учителя начальных классов к использованию нововведений в учебном процессе. Эта проблема связана не столько с осознанием дидактической задачи, продумыванием возможности тех или иных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, сколько с профессиональной компетентностью, опытом учителя, его личностными качествами. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. В связи с этим педагог не просто персонификатор нормативной деятельности, но и активный субъект, реализующий свой способ жизнедеятельности на благо общества.

В современной педагогической литературе нет единого мнения о важных профессиональных и личностных качествах учителя, определяющих его педагогическую деятельность и практически нет работ, которые рассматривают профессионально важные качества учителя начальных классов. Прослеживается определенное противоречие в системе подготовки учителей начальных классов. С одной стороны существует современный социальный заказ на учителей, способных повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. При этом функции профессиональной деятельности учителя младших школьников даже шире, чем у учителя-предметника, так как он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин. Учитель начальных классов — это еще и учитель особой возрастной группы: младший школьник видит в своем учителе идеального человека. С другой стороны сложившаяся система подготовки этих специалистов не дает возможности сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности, так отсутствие разработок о профессионально важных качествах учителей начальных классов препятствует возникновению «образа профессионала», к которому необходимо стремиться и соответствовать, чтобы стать настоящим профессионалом. [7].

Профессиональный стандарт вызывает противоречивые мысли. Конечно, стремительно меняющаяся жизнь ставит перед всеми, в том числе перед школой, новые задачи, решать которые не приходилось раньше. И сразу возникает одна из основных проблем, с которыми столкнется система образования при введении стандарта, и которая выделена в документе: «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил». Преподаватели, последние полтора десятка лет, идя на работу, не знают, будут ли учить детей по вчерашним правилам, или уже придумали новые. Опять эксперимент над учителем и школой? Тревожит и тот факт, что каждый педагог у нас должен быть очень широкого профиля. Конечно, расширяющийся перечень проблем в обществе влечет расширение видов деятельности, знаний, компетенций, которыми должен владеть учитель и эффективно их реализовывать. Но почему педагог должен проводить психологическую диагностику? Я согласна, педагогическую — да, но психологическую должен проводить психолог. Учитель предметник не должен быть специалистом широкого профиля, иначе какой из него специалист? Нереально применять для оценки работы конкретного педагога умение оценивать «готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума» или «умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)» (Часть 3. Пункты 4, 5). Как можно разгрузить педагога, если перед ним встанет проблема отчетов по критериям оценки пункта о семье, выразившаяся в требовании к учителю «уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка»? (Часть 2. Пункт 14). Но требования к педагогу «знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью» (Часть 3. Пункт 20), как одна из личностных обязательных характеристик педагога, я думаю, поможет объединять усилия учителей и родителей в воспитании детей. [4].

Педагогическая профессия предполагает следующие ценности:

  1. Альтруистические – быть полезным обществу.
  2. Ценности, связанные со спецификой труда – возможность общаться с детьми, преподавать любимый предмет.
  3. Различные виды вознаграждения.
  4. Самовыражение – творить, применять свои способности и др.

Развитие личности учителя невозможно без самоопределения, т.е. наличия своей позиции в жизни, своего мировоззрения, умения понимать себя, других. Учитель вырабатывает позиции, и они отражены в мотивах к своей педагогической деятельности.

В своей работе учитель сначала адаптируется, приспосабливая свои индивидуальные особенности к условию своего рабочего места, в результате чего у него вырабатывается индивидуальный творческий стиль деятельности. Здесь мы видим, как изменяется личность учителя в целом, т.е. процесс его профессионализации (это приобретение профессиональных черт и привычек, которые характерны для представителей этой профессии, а также выработка определенного склада мышления и общения).

В связи с профессионализацией у учителя вырабатываются определенные свойства и качества личности, здесь происходят изменения в самом процессе его профессиональной деятельности. Это ведет к определенной свободе в выполнении своей деятельности и при достижении нужного результата. И здесь причиной всех изменений выступает сама личность учителя. [7].

А поскольку индивидуальный стиль деятельности формируется и изменяется под влиянием личности, то это можно охарактеризовать как личностный стиль деятельности. В этом стиле отражается вся предшествующая деятельность человека, и изменения деятельности связаны в силу разнообразия жизненного пути учителя. И это что-то новое, что-то свое, связано с интересами самого учителя, следовательно, формирование стиля – это сложный динамический процесс. Этот процесс, когда в привычном и знакомом поведении обнаруживаются существенные различия, которые связаны с привнесением нового, оригинального, в уже знакомую ситуацию, связано с формированием творческого стиля учителя (личности).

Мотивационно-личностное отношение к профессии и своей деятельности связано с профессиональным самосовершенствованием. Это является основой для творчества и продвижения учителя в социальном плане. Здесь для него особое значение приобретает его субъектность.

Личностное развитие учителя является стержневым фактором его педагогического труда. Основные сферы его деятельности – собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и его личностные качества – все они являются взаимосвязанными и взаимовлияющими друг на друга. Особое влияние на их развитие оказывает активность учителя, его субъектная позиция, которая представлена как главная составляющая в личностной структуре учителя (по А.К. Марковой).

«Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации» (характеристика стандарта) При всех серьезных и отчасти справедливых претензиях общественности к качеству работы педагогов ни у кого не вызывает сомнения, что учитель — профессия творческая, не совместимая с жесткими ограничениями и шаблонами. Наиболее яркие успешные педагоги, волшебная встреча с которыми оставляет неизгладимый след в жизни юного человека, — всегда выходили за рамки стандартов, воспитывая, прежде всего масштабом своей личности. Неслыханное везение для детей и их родителей, когда судьба дарит такого учителя. Оттого любые разговоры о введении стандартов в сфере образования воспринимаются креативным слоем общества, наиболее заинтересованным в качественном обучении своих детей, как система жестких табу и ограничений с последующим бюрократическим контролем и потому вызывают психологическое отторжение. Так какова цель разработки и последующего утверждения профессионального стандарта? Если это делается для упрощения и облегчения функции контроля, к чему склонна любая бюрократическая система, то формализации требований к учителю и мелочной регламентации его труда — не избежать. На мой взгляд, смысл разработки профессионального стандарта учителя в ином: профессиональный стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт опубликован для всеобщего обсуждения – это замечательно. Нам предложен диалог. Поэтому выскажу своё мнение по некоторым пунктам. — В части воспитательной деятельности педагога «стандарт» описывает 18 пунктов требований, в то время как в части учебной работы (всё-таки основная) – только 7. Как будто в учебном процессе педагогами все это не используется, и воспитательная работа ведётся только выделенной в отдельные часы педагогической нагрузки «воспитательной работе». Разработчики «стандарта» не согласны с педагогикой и психологией – для них «учебная деятельность» и «воспитательная работа», есть понятия разные. Уместно было бы вспомнить классиков педагогики, Каптерева, Ушинского, Макаренко, психологов Гальперина, Талызину, Леонтьева и иных светил отечественной (и не только) науки, которые не отделяли воспитание от обучения, ибо это понятия неразрывные, по мнению ученых. — Развивающая функция предмета превратилась в убивающую всякий познавательный интерес. Сокращаются учебные часы в начальных классах по русскому языку, литературному чтению, математики в угоду «общеразвивающим» предметам, как будто эти предметы ничего не развивают и не воспитывают. Без знаний по этим предметам не сможем обеспечить развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе. Поэтому надо законодательно установить Профессиональный стандарт педагога, «призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». Но надо было бы сначала просчитать хотя бы рабочую неделю учителя. Сколько времени он тратит на подготовку к урокам, проверку тетрадей, работу с родителями, учащимися, методические и другие совещания, отчетность, разработку различных планов и программ, дополнительные занятия с отстающими, одаренными, внеклассные мероприятия школьного, районного, городского уровня, НОУ, проведение собраний, родительских комитетов, индивидуальные собеседования и пр. При этом все возложили на учителя. Отвечает буквально за все: обучение, воспитание, занятость ребенка круглые сутки. Сколько у педагога остается на личную жизнь, отдых, здоровье? А интеллигентный, культурный учитель дорогого стоит, и качество у него другое. [6].

Профессиональная особенность современного педагога состоит в том, что в настоящее время его труд приобретает опережающий, проектный характер и, как следствие, центральным требованием к профессиональным качествам учителя становится овладение технологией проектирования содержания, методов, форм, средств образования в соответствии с задаваемыми государством целями и приоритетами.

Впервые в российском образовании разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования. [5].

Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам.

В то же время школа и учитель сталкиваются с новыми трудностями, недостаточным вниманием со стороны общества. Снижен престиж учительской профессии.

В этих сложных условиях на педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески. При этом необходимо, чтобы такими личностями становились не единицы, не одни лишь передовики и новаторы. Нужно, чтобы массовый учитель поднялся на более высокий уровень профессионально-личностного развития. [7].

Личность, как известно, формируется в деятельности, и прежде всего в ведущей деятельности. Для учителя таковой является педагогическая деятельность, освоение которой начинается в период профессионального обучения. Педагогически целенаправленная деятельность “порождает” (А.Н.Леонтьев) [1] необходимые профессионально-личностные качества, которые затем обеспечивают успех профессионального труда.

Создается единая цепь из двух звеньев: “от деятельности – к личности” и “от личности – к деятельности”. Чтобы она не рвалась, необходимо обеспечить единство деятельностного и личностного подходов в профессиональном обучении. А для того, чтобы реализовать оба подхода полностью, нужна системность. Только целостная современная система профессионального обучения решит проблему подготовки учительских кадров на требуемом качественном уровне, потому что именно системный принцип дает возможность сформировать у будущих специалистов полную психологическую систему деятельности [5] и достичь взаимодействия личности и деятельности. [2].